Новосибирский суд наказал местную школу за слишком качественное образование. За то, что в учебном заведении работают профессора и доценты, суд оштрафовал школу на 100 тыс. рублей и обязал поменять состав преподавателей ― заменить всех профессоров на простых учителей.
Поводом для вынесения такого судебного решения стало обращение родителей ученика, которому грозило отчисление из-за плохой успеваемости. Кроме этого, проверка Рособрнадзора выявила, что среди педагогов нет дефектолога, логопеда, нянечки и вожатого.
Судья Самулин опирался на типовое положение министерства образования. Согласно ему в школе должны преподавать исключительно «учителя», а не «профессора», «доценты» и прочие «преподаватели». Мы, в свою очередь, работаем в соответствии с постановлением Совета министров СССР 1988 года (когда был организован СУНЦ), действие которого может отменить только федеральное правительство.
Стоит отметить, что в этой школе предполагается углубленное изучение фундаментальных дисциплин и выявление у одаренных школьников исследовательских способностей. За 48 лет работы эту школу закончили более 13 тыс. детей, выпускники ФМШ (СУНЦ НГУ) получили 50 золотых медалей и 354 серебряные медали.
Мы должны руководствоваться нормативами для школ-интернатов для детей, оказавшихся в сложных социальных условиях и нуждающихся в базовом образовании. Но у нас другие задачи, и уровень наших специалистов другой.
Справка smartnews
В СУНЦ НГУ 500 учащихся, которые живут в условиях интерната. Их обучают более 260 высококвалифицированных преподавателей, которые объединены в девять кафедр. Среди них 21 профессор, 21 доктор наук, 81 кандидат наук, 72 доцента. Более половины преподавателей ― ученые Сибирского отделения РАН, преподаватели Новосибирского государственного университета. В составе СУНЦ НГУ 45 лет работает заочная школа, в которой ежегодно обучаются около 1,5 тыс. школьников из 40 регионов России.
Видео
— Одаренные дети любят сложный и напряженный умственный труд (это не значит, что они любят любую учебную деятельность), без этого настоящей умственной одаренности не бывает. Именно потому детям с развитыми способностями нужно принципиально другое образование — не только более сложное и большее по объему, что очевидно, но еще и рассчитанное на более значительное включение элементов самостоятельной деятельности, на высокую роль самообразования. Одаренные дети хотят и могут заниматься исследовательской деятельностью не приблизительно, а достаточно серьезно и по более реальным, а не только детским критериям. Им нужно и другое дополнительное образование, другие факультативы, другой уровень внеучебной проблематики. Эти дети в этом очевидным образом нуждаются, иногда просто физиологически. Им нужны и другие учителя, которые преподают, может быть, не так доходчиво, но более фундаментально и знают свой предмет далеко за пределами учебной программы.
Возмущенные таким прецедентом преподаватели ФМШ уже подали апелляцию в Новосибирский областной суд, а решение опротестовал районный прокурор. Директор ФМШ заявил, что все профессора будут работать, «пока нас в наручниках не выведут», ведь фактически решением суда профессорско-преподавательскому составу Новосибирского госуниверситета запрещается преподавать в собственной физико-математической школе (СУНЦ НГУ). Возможно, что руководство школы будет добиваться присвоения ей особого статуса с учетом специфики обучения и подготовки кадрового резерва российской науки.
Эх… Я сам когда-то учился в элитной математической школе. Гением математики я не был, и мне лично было сложно. Результаты этого обучения я осознал уже потом, когда на вступительных экзаменах (и устном и письменном) с «тройкой» в аттестате запросто заткнул за пояс всех медалистов, да и потом в вузе был частенько на голову выше тех самых отличников в математических дисциплинах. Так вот. Учиться было трудно. Но подавать в суд на школу за слишком высокий уровень требований и преподавания нам как-то в голову не приходило. Показательно также, что данные события происходят на фоне громогласных заявлений Президента и Минобра о необходимости повышать уровень обучения и привлекать в школы и вузы лучших специалистов. Лично я искренне надеюсь, что в суде высшей инстанции этот «приговор слишком умным» отменят.
я думаю, что это кафкианское судилище над новосибирской ФМШ и абсурдный вердикт суда, фактически запрещающий учёным работать в школе с талантливыми школьниками, на самом деле, послужит консолидации сил доброй воли, всех выпускников ФМШ разных поколений, выпускников и преподавателей физматклассов и физматшкол по всей стране. <…> недавно принятая государственная концепция должна заработать и новосибирская ФМШ должна стать образцом для создания подобных ей школ-интернатов ФМШ при самых сильных вузах во всех регионах России. иначе идея школ для умных в России будет похоронена навсегда. России нужны умные люди.
Надо же, какой-то мамаше, ребенок которой просто не потянул усиленную программу ФМШ взбрело в голову подать в суд. Надеюсь, Школа отстоит свое право давать качественное образование одаренным детям, а эта мамаша оплатит все судебные издержки в полном объеме. Кстати, хотелось бы узнать имя инициаторши этого бредового процесса.
Я думаю, что когда брали ученика, то всё могло быть нормально, а потом он либо не справился с чем-то, либо разленился. Обычно в такие места не берут кого попало «для количества». Попытки «сыграть» на названиях (учителя vs преподаватели) — это приём совершенно не новый, и действует он в любую сторону. То есть его и для «запрещения» можно применять, и для «разрешения». У нас в 90-е на кафедре информатики был случай, когда работникам перестали давать какую-то «приплату» на уровне «молока за вредность», на том основании, что в «циркуляре» говорилось про «ЭВМ», а работают-то все на компьютерах!:) Пришлось заведующему кафедрой найти какую-то энциклопедию «переходного» времени, где статья содержала толкование того, что такое «ЭВМ (компьютер)». Бухгалтерия в итоге «сдалась».
3 комментария к материалу.