В России может появиться уполномоченный по правам потребителей. С таким предложением накануне Дня защиты прав потребителей выступил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Пока же гражданам приходится самостоятельно отстаивать свои права потребителей. SmartNews попросил своих читателей поделиться личным опытом на эту тему.
Зачастую те, кто продает тот или иной товар или оказывает услуги, умело пользуются незнанием потребителями своих прав и нарушают законодательство. Ущерб от таких действий ежегодно оценивается в десятки миллионов рублей.
В рамках выступления 15 марта в честь профессионального праздника — Дня защиты прав потребителей — Геннадий Онищенко сообщил, что в России может появиться уполномоченный по правам потребителей. «Нужен баланс. Сделали шаг по защите предпринимателей, давайте защитим потребителя», — отметил главный санитарный врач. К слову, в Европе такие должностные лица уже давно существуют.
Депутаты Госдумы в стороне не остались: 19 марта они рассмотрели в первом чтении законопроект, увеличивающий в пять раз штраф за обман потребителей. Предлагается увеличить сумму взыскания за некачественное выполнение работ для юрлиц с 20–30 тыс. рублей до 100–300 тысяч. Например, обсчет и обвешивание посетителей будет караться штрафом до 100 тыс. рублей вместо прежних 2 тыс. рублей.
Несколько лет была автором и ведущей программы для потребителей на местном ТВ. Такого насмотрелась, в таких переделках побывала. Но поняла одно: мы, потребители, не знаем своих прав. Как нас дурят! Как обманывают! Не буду обобщать, конечно же, но большинство лучше обидится и промолчит, чем расстроится и начнет действовать!
— Потребительские права и свободы обеспечивают наше главное право на жизнь. Они относятся к особой группе, которая достаточно обширна. Не по силам действующей системе омбудсменов охватить этот вопрос. Безусловно, нужен Уполномоченный по правам защите прав потребителей. Его работа позволит решить массу проблем и поднять уровень работы в этом сегменте защиты прав людей на более новый качественный уровень.
Года 3–4 назад одним из первых вернул из банка ежемесячную комиссию за ведение расчетного счета. Перечитал кучу литературы, при беседе с представителем банка сказал, что через суд придется заплатить штраф, проценты за пользование чужими оборотными средствами и т. д. Предложил вернуть только ежемесячную комиссию. Написал заявление, правда несколько корявое в юридическом плане, предложил его считать досудебным урегулированием вопроса. Зарегистрировал у секретаря — и вуаля, через неделю 80 тысяч в кармане. Заявление через месяц пришлось переписывать, приезжала проверка и внесла коррективы в заявление. Ну я и переписал задним числом, тем более что в банке со мной разговаривали вежливо, с доводами согласились. После моего совета двое знакомых тоже вернули деньги. Да и узнал я все из рекламы по радио: «Общество защиты прав потребителей информирует: ведение ежемесячной комиссии незаконно».
Видео
Повышение штрафов позволило бы более эффективно бороться с низким качеством товаров и услуг. Сегодня предпринимателю зачастую выгоднее оплатить штраф, чем устранить нарушения.
Однако не все эксперты согласны с этим утверждением. Некоторые считают, что добиваться исполнения законов необходимо путем обеспечения неотвратимости наказания. Нужно организовать работу Роспотребнадзора так, чтобы ни одна жалоба потребителей не оставалась безнаказанной. Важно также провести работу по повышению правовой грамотности населения. SmartNews узнал у читателей, знают ли они о своих правах и приходилось ли отстаивать их.
Довольно часто. Обычно решалось без особых проблем, но самым сложным оказался случай с системным блоком компьютера. Не заладилось сразу. Первый раз ремонт в сервисе делали полтора месяца, точнее, говорят, что сделали быстро, но информация почему-то до меня не дошла. Ни по телефону, ни по мылу. Поскольку комп работал нормально и передо мной извинились, решил, что заберу его. Но спустя месяц он опять накрылся! А ведь на нем были все документы, фотоснимки и программы для их обработки. Теперь его ремонтировали уже без малого три месяца! То есть из девяти месяцев я не мог им воспользоваться почти половину срока. Вот тут уже пришлось пройти через все инстанции, но в магазине неисправный блок приняли, только когда пришел с диктофоном. Не демонстрировал его, но сделал так, чтобы заметили. А когда заметили, поведение резко изменилось и заговорили почти моими же словами — ссылаясь и на законы, и на инструкции.
Сталкивался и даже судился. Суд выиграл, но время убил (почти год) и потратил нервов огромное количество. Пока получил свои деньги, прошел еще год. За это время мои денежки не раз прокрутили и сорвали неплохой гешефт.
Приходилось, и неоднократно. Однажды дошло и до мирового судьи, но это редкость: обычно все представители магазинов сами предлагают урегулирование, не доводя до судов.
Приходилось неоднократно. Из последнего — возврат неисправного сотового телефона. Магазин пытался придумать разные отговорки, лишь бы не принимать телефон. Проблема решилась только после обращения в Роспотребнадзор.
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать ее соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Вообще-то впечатление иногда создается, что у нас продавец делает все возможное, чтобы потребитель своих прав не знал. И мало какая компания работает на совесть, часто все направлено на то, чтобы как-то обмануть.
А это потому, что законы в нашей стране построены так, что работать честно невозможно, останешься вообще без штанов. Вот и изворачиваются: и покупатели, и продавцы.
Как раз на Новый год купил телевизор. Большой, дорогой… В магазине он хорошо работал, а на следующий день после покупки поперек экрана возникла полоса «битых пикселей». Позвонил в магазин, они сразу приехали, привезли новый телик и забрали старый. Считаю, что законы у нас хорошие, только не все их выполняют.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе