Алтайский край никогда не был обижен вниманием туристов. Здесь археологи находят захоронения, датируемые III тысячелетием до н. э., здесь искал Шамбалу Рерих, здесь родились писатель Шукшин, космонавт Титов и оружейник Калашников. В последние годы Алтайский край обзавелся еще одним неоспоримым с точки зрения туристической привлекательности плюсом: отдых в регионе избавился от не очень модной приставки «дикий».
Бьем рекорды
Любители путешествовать по Алтайскому краю знают регион по двум оздоровительным гигантам: здравнице «Ая», когда-то собиравшей в своих лечебных ваннах жителей всего Советского Союза, и городу-курорту Белокурихе, известному высококачественным искусственным снегом и приятными пейзажами. Сегодня край вкладывает немало сил в развитие особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» и нескольких маршрутов, часть из которых только представлена, а часть уже пользуется популярностью. Регион начинает бить собственные рекорды.
Сезон 2012 года уже вошел в историю внутреннего туризма Алтая как абсолютно рекордный. По нашим оценкам, количество посещений туристических районов Алтая в этом году уже перевалило за миллион. То есть к началу августа мы выполнили почти годовую прошлогоднюю норму. Прирост только по нашей компании составил около 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года. А ведь и тот год тоже для нас не был провальным, рост тогда составил порядка 10%.
«Бирюзовая Катунь» воспевает принцип государственно-частного партнерства. Организацию инфраструктуры на себя взял бюджет, а туристские объекты — кошельки частных инвесторов. Здесь зарегистрировано 17 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 9 млрд рублей. Развитие особой зоны предполагает строительство круглогодичного комплекса, рассчитанного на 3500 мест. Таких зон в России несколько, но алтайская к приему гостей уже готова.
Академик Елизаров в свое время сказал: «Желание — тысяча возможностей, нежелание — тысяча причин». У Алтайского края огромное желание развивать сферу туризма — мы стремимся попадать в любые целевые программы, связанные с развитием туризма, реализовывать любые крупные инвестиционные проекты в этой отрасли. Поэтому сегодня видим, осязаем результат. Например, «Бирюзовая Катунь» в этом году приняла 367 тысяч туристов. Изначально мы говорили о 200-250 тысячах. И у нас есть все основания полагать, что по итогам текущего года мы сможем выйти на 1,5 млн туристов, посетивших Алтайский край.
Комплексный туробед
За два года регион трижды собирал на хлебосольной земле туроператоров со всей страны. Состоялась презентация маршрутов, инициаторами и разработчиками которых стали специалисты алтайской туротрасли.
Первый маршрут — «Малое Золотое кольцо Алтая». Он начинается в наукограде — Бийске, затем направляется на родину Шукшина, в село Сростки, далее — туркомплекс «Бирюзовая Катунь», озеро Ая, село Алтайское, курорт Белокуриха и вновь Бийск. Общая протяженность пути около 300 км. Один, три, пять или семь дней — на любой вкус.
Второй маршрут — «Большое Золотое кольцо Алтая», протяженность которого более 1700 км, а длительность в среднем восемь дней. Путь программы пролегает через Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский, Солонешенский, Алтайский, Смоленский, Бийский и Косихинский районы — треть территории края. Гора Синюха, Тавдинские пещеры, палатки и трехзвездочные гостиницы — контраст на контрасте.
Третий маршрут посвящен казачеству. Более двух веков назад по этим местам проходила Колывано-Кузнецкая оборонительная линия. Именно казаки были одними из первых русских колонизаторов на землях Алтая в начале XVIII века. Проект разрабатывали около двух лет. Протяженность маршрута — 3200 км. Он проходит через Кемеровскую область, Горную Колывань, Краснощековский, Чарышский и другие районы Алтайского края и даже заходит в Казахстан. По словам создателей маршрута, самое полное представление о жизни сибирских казаков можно будет получить именно на алтайском отрезке пути, например в селе Чарышском.
Эти проекты стали толчком для развития еще одной симпатичной отрасли туризма — в регионе как грибы начали расти «зеленые» дома. Агротуризм в крае стал считаться перспективным направлением.
Видео
В пику урбану
Сельский туризм как уникальное явление в индустрии отдыха появился в конце 70-х годов ХХ века. Его родоначальниками на удивление стали не жители бескрайних хлебосольных просторов СССР, а фермеры Европы и Америки.
Если на заре своего развития, в начале нулевых, аграрный туризм на Алтае отличался весьма спартанскими условиями, то сейчас он предлагает современные мини-гостиницы. К несомненным преимуществам отдыха на селе можно отнести пребывание, по сути, в гостях у хозяев, обслуживание не наемным персоналом, питание домашней кухней. Размещение происходит в гостевых домах или в отдельных комнатах, в идеале ― с самостоятельным входом, водопроводом, туалетом и бытовой техникой. Не хуже, чем в малых западных гостиницах.
Процесс урбанизации, происходящий вокруг нас, обедняет деревню, она теряет свою жизнеспособность. Жизненная сила села, удаленных сел теряется. Сельский туризм — это одно из средств формирования нового образа сельской жизни. Это село маленькое, заброшенное. Когда я построил себе забор, смотрю ― по деревне начали заборы строить. Построил крыльцо, смотрю — там крыльцо, там крыльцо ремонтируют. Я уже эти образы задаю кому-то. Это не просто зарабатывание денег, а формирование новой культуры. То есть нового образа сельской жизни.
Традиционный набор сельских развлечений — пляжный отдых на берегу ближайшей реки, охота и рыбалка, посиделки у костра, сбор дикоросов, деревенская баня и другие редкие и полезные для городского здоровья процедуры. Программу дополняют велосипедные и конные прогулки, экскурсии по местным достопримечательностям, знакомство с традициями и бытом коренных народов или консультации хозяев по выращиванию сельскохозяйственных культур. А при желании можно взять в руки косу или грабли и хорошо размяться.
Видео
Сельский туризм в Алтайском крае важен не только для развития туризма. Это та дополнительная несельскохозяйственная деятельность на селе, которая может привлекать и дополнительные средства в районы края. Туристам интересно не только размещение в гостевом доме, но и экологически чистые продукты — будь то парное молоко или липовый мед, сувенирная продукция — в память об отдыхе. А также экскурсии, рыбалка, охота и даже само сельское хозяйство. Фактически организация даже одного гостевого дома на селе способствует развитию нескольких направлений.
Мое исследование направлено на изучение организации регионального питания в туристической дистинации. Хотя я еще только виду исследование, но у меня уже есть первые выводы — на Алтае кормят на столько вкусно, что сюда стоит приехать даже ради этого.
По мнению экспертов, агротуризм также является локомотивом развития туризма в регионе в целом. В районах, которые турпоток еще не захлестнул, гораздо проще и менее затратно строить именно гостевые дома, а не большие турбазы. Риск меньше, а перспектив больше. А когда село сможет похвастаться гостеприимством, свой вклад в развитие отрасли смогут сделать и инвесторы покрупнее.
Справка SmartNews
В 2011 году 18 бывших безработных при содействии краевой службы занятости открыли свое дело в сфере сельского туризма и предоставления туристических услуг. Ими создано 19 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Оценили
15 сентября в Алтайском крае завершилась Международная научно-практическая конференция «Преобразование Сибири: от реформ Столыпина до современности». Все шесть секций были посвящены вопросам развития территорий как Алтайского края, так и других регионов Сибири. В числе наиболее актуальных был вопрос развития туристической отрасли региона. В качестве почетного гостя на площадке выступил глава Ростуризма Александр Радьков.
Алтайский край находится в числе лидеров развития туристической отрасли. Здесь концентрируются очень серьезные туристические потоки, которые идут из Сибири. Сюда приезжает все больше и больше туристов из европейской части страны, а также иностранцы. На всех крупнейших выставках (Лондон, Берлин, Пекин, Шанхай) самые большие и красочные стенды — у Алтайского края. Регион действительно умеет о себе заявить, умеет себя показать, умеет сделать хороший бренд. Эта работа подкрепляется инфраструктурными моментами, очень широкой линейкой турпродуктов и предложений — это и оздоровительный туризм, и активные виды туризма, горнолыжка.
Так уж сложилось, что Столыпинские чтения ежегодно приносят региону благие вести. Например, в прошлом году заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Надежда Назина сообщила, что за несколько дней до конференции была утверждена федеральная целевая программа по развитию внутреннего въездного туризма и что региону в связи с этим полагается более 7 млрд рублей — на создание туристско-рекреационного кластера «Белокуриха-2». Это новый город-курорт на месте Искровского месторождения минеральных вод, строительство которого инвесторы со всей страны начинают с нуля. Больше миллиарда регион планирует вложить в новый турпроект «Золотые ворота». Не стоит на месте развитие игорной зоны — в регионе на днях утвержден документ, регламентирующий деятельность в «Сибирской монете». Регион растет и планирует исполнить мечту федеральных властей — рано или поздно оставить большую часть честно заработанных россиянином денег на заслуженный отпуск в России, а не в Турции, Таиланде или Китае.
2 комментария к материалу.