Россия и Италия возобновят проект создания неатомной подводной лодки S1000, реализация которого в последние четыре года была практически заморожена. В частности, в начале октября 2012 года стороны обсудили возможность запуска проекта, назвали несколько конкретных мер по продвижению подлодки на мировом рынке и договорились об удешевлении корабля.
Россия и Италия начали разработку проекта S1000 в 2004 году. Его разработкой занимается итальянская судостроительная компания Fincantieri и российское Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». При этом работы велись по техническому заданию и на средства ВМС Италии, пишет газета «Коммерсантъ».
Для того чтобы понять, почему совместный проект просуществовал всего четыре года и снова был возрожден, нужно заглянуть внутрь подлодки и вспомнить историю. С середины прошлого века подводные лодки (ПЛ) делились на атомные и дизельные. В конце века появился новый класс – неатомные. Тем самым подчеркивалось, что эти лодки по времени пребывания в подводном положении и скорости хода (до 20 узлов) приближаются к атомным, что существенно увеличивает их скрытность и боевые возможности. Дизельная подлодка должна подвсплывать раз в два-четыре дня, чтобы запустить дизеля и перезарядить аккумуляторы. Увеличить этот интервал или вовсе исключить его можно только путем установки на лодку воздухонезависимой силовой установки.
Пионерами в этом деле оказались, естественно, немцы: некоторые серии их лодок еще в 1943 г. оснащались турбиной Вальтера, работавшей на перекиси водорода. Она вращала электрогенератор, который не только приводил в действие ходовые электромоторы, но при необходимости мог и заряжать аккумуляторы ПЛ. Используя трофейную документацию и узлы, СССР построил несколько субмарин, но они были сложны в эксплуатации, пожароопасны и регулярно горели, за что на флоте были прозваны «зажигалками». Об этой идее на какое-то время подзабыли и вернулись к ней после того, как для бундесмарине была построена подводная лодка по проекту 212 с силовой установкой на базе воздухонезависимого двигателя Siemens SINAVYCIS Permasin. Его приводят в действие девять электрохимических генераторов (ЭХГ), использующих жидкий кислород и гидрид металла. Российский аналог — головная лодка по проекту 677 «Лада» разработки санкт-петербургского ЦКБ «Рубин» — на испытаниях не показал заявленных характеристик: двигатель с ЭХГ выдавал не более половины мощности. Неготовыми оказались гидроакустический комплекс лодки, боевая информационно-управляющая система и торпеды ТЭ-2 «Игрушка».
Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий решил лодку на вооружение не принимать. «Нам не нужны новые “мозги” с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны», — заявил он. Чуть позже главком внезапно передумал и заявил, что проект все-таки доработают и примут на вооружение. Дело в том, что у «Лады» есть экспортный клон — «Амур» — с уменьшенным вдвое водоизмещением, и, возможно, в руководстве страны решили рынок не терять.
Но позиции нашего судпрома в Юго-Восточной Азии, Африке и на Ближнем Востоке слабы, поэтому для продвижения продукта была выбрана итальянская Fincantieri. Российско-итальянская ПЛ S1000 представляла собой упрощенный вариант «Амура», но формально являлась итальянской, что снимало целый ряд ограничений на продажи, существующие для стран — не-членов НАТО. Ее даже презентовали на 21-м Международном военно-морском салоне «Евронаваль-2008» в экспозиции компании Fincantieri.
Работы с итальянцами начались в 2004 г., а на рубеже 2007-го мы договорились с Индонезией о поставке «Амуров», наметились перспективы контракта с Венесуэлой (с 2009 г.) и Индией (с 2012 г.). Однако сотрудничество прервалось. Позже Германия предложила России купить их проект 212 целиком: док, учебный центр, центр материально-технического обеспечения, защищенное укрытие плюс подготовка личного состава в Германии. Немцам проект уже не нужен, поскольку они сделали следующий технологический шаг, перейдя от ЭХГ к дешевым двигателям Стирлинга. Моряки сначала пошли на переговоры, но вовремя остановились из-за завышенной цены. Из-за опасения окончательно уйти с рынка дизель-электрических лодок России пришлось вернуться к итальянцам с их устаревшей и дорогой, но отработанной технологией. При этом мы не ставим на лодку наш ракетный комплекс Clab, дающий возможность нанесения ударов по наземным целям и приближающий ее к атомным ракетоносцам. Возможно, эта та цена, которую России пришлось заплатить за реализацию проекта.
Не понял, в чем смысл нашего участия в данном проекте. Обеспечить работой итальянских кораблестроителей? Ну очень благородно. У нас, так надо понимать, все уже спроектировано и построено, и флот обеспечен современными комплексами на десятилетия вперед.
Что-то я реально не понял смысла в таком вот сотрудничестве, которое нашей стране ничего, кроме головной боли, не дает. Ни технологий (производство в Италии), ни рабочих мест на наших верфях (по той же причине). Решили помочь итальянцам выбраться из кризисной каки? Ну так просто дайте им бабла под высокий процент! Зачем отвлекаться на лодку для карликовых государств, когда самим нужно думать о собственном подводном флоте?
А кто сказал покупать, это чисто на продажу, дешевая подлодка для банановых республик…
в новости так и написано «ВМС Италии и ВМФ России не намерены принимать подлодки проекта S1000 на вооружение»
А Россия с США не собираются, случаем, производить какой-нить СОВМЕСТНЫЙ бомбардировщик?