Тяжелые авианосцы дают стране ощутимое преимущество не только на войне, но и в политике. Тем не менее на вооружении у России сейчас только одно такое судно. Пополнят ли суда такого класса российский морфлот и каким должен быть современный авианосец, постарался выяснить корреспондент SmartNews.
Политики часто рассуждают о так называемой мягкой силе. Если ее направить на представляющий интерес регион, она позволит решить задачу, не прибегая к военному вмешательству. Но в глазах военных эта «мягкая сила» выглядит совершенно иначе — грубой, жесткой и вооруженной. Эту силу нужно не направлять, а доставлять к месту применения на расстояние, как говорят военные, выстрела.
Все эти силы в совокупности до Второй мировой войны олицетворяли линкоры — крупнейшие артиллерийские корабли с калибром пушек в 406 мм. Именно на их присутствии держалось английское владычество в Малайе и Индии. Но 10 декабря 1941 года японская базовая авиация топит британские линкоры Prince of Wales и Repulse. Это был первый звонок. Второй — атака Пёрл-Харбора теперь уже палубной японской авиацией 7 декабря 1942 года. В результате авианалета все линкоры американского Тихоокеанского флота выведены из строя: четыре потоплены, четыре повреждены.
Для американских военных это был ключевой переломный момент, и после этого постройка авианосцев пошла рекордными темпами, и война на Тихом океане была выиграна именно палубной авиацией. Такой успех объясняется достаточно просто: дальность стрельбы линкора — 40 км, боевой радиус самолета той поры — 400 км; снаряд и бомба по эффекту одинаковы; 12 пушек линкора против 96 самолетов авианосца — итог понятен.
Авианосцы нам нужны так как с Россией ни будут считатся до тех пор пока не увидят что у нас есть возможность в любую точку планеты доставить достаточное количество авиации и морпехов и я вас уверяю что сразу отпадут претензии и по курилам и англичане станут повежливее и по ПРО договорится не составит проблем. Эту силу даже не понадобится применять, достаточно будет факта её существования. И я думаю что постройка своего авианесущего флота существенно продвинет нашу страну в технологическом плане что в конечном итоге выльется в рост экономики.
Сколько можно воду толочь в ступе.Ведь очевидно что без сильного, современного флота никто и считаться с тобой не будет.Ведь в локальных конфликтах успех за применением высокоточного оружия,а не махать и угрожать ядерной дубинкой.
Без океанского флота нет будущего, а его основа безусловно авионосцы. Для безопаного будущего страны и необходимы данные корабли, а значит и споры неуместны. За исключеним тех, кому Россия по барабану.
С тех пор возможности палубной авиации существенно возросли и она активно применялась в конфликтах различной эффективности, в том числе «море — берег»: Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово, Фолкленды. Сегодня в составе американского военно-морского флота 11 атомных авианосцев, еще один достраивается.
Моряки и корабелы СССР перспективу тоже понимали: первые предэскизные проекты наших авианосцев были выполнены еще в 1943 году, но не реализованы — Сталин послевоенную кораблестроительную программу ужал, и о них забыли на 20 лет. Такое решение объяснялось тем, что все ресурсы уходили на развитие ракетно-ядерной программы. К тому же руководство страны считало, что авианосцы представляют собой орудие агрессии.
В итоге первый авианосец — «Киев» — был построен в 1975 году. Он и его копии «Минск» и «Новороссийск» несли по 18 самолетов вертикального взлета и посадки Як-38.
Видео
Як вертикального взлета — безусловно огромная работа не доведенная до конца, досадно, что сырой бесполезный самолет поставили на корабль, сколько денег в пустую! если уж взялись, так уж надо было строить полноценный авианосец под Миг 29-й или другую модель палубного истребителя, хотелось бы узнать как и кто протолкнули абсолютно тупиковую идею —маразм, а потом мы удивляемся, что Союз развалился. Что думает экипаж крейсера, видя как мучаются пилоты с самолетом место которому не в море, а в аттракционе, а пользы от которого не больше чем от «кукурузника», Как с этим воевать? Это есть ничто иное как подрыв боевого духа, дискредитация командования.
Крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Фото: topwar.ru
Как выяснилось, строительство таких кораблей было большой ошибкой. Точнее, их проект, подразумевавший использование сырого и откровенно слабого самолета Як-38. Поэтому вслед за «Киевом» начались разработки нового авианосцы — под самолеты с традиционным взлетом.
Такой корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — вошел в состав флота в 1991 году и с тех пор больше ремонтируется, чем плавает. К тому же называть его настоящим авианосцем нельзя — авиагруппа в 26 МиГ-29К или Су-27К слишком мала, да и отсутствие в ее составе самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) снижает его возможности, из-за чего он не может действовать эффективно. В то же время практикой подтверждено: количество самолетов на борту должно быть не менее 70. А для этого водоизмещение корабля должно быть в два раза больше. Кроме того, возможности «Кузнецова» уменьшает отсутствие катапульт для запуска самолетов. Взлет же «мигарей» и «сушек» с трамплина, чем мы заслуженно гордимся, снижает их дальность или взлетный вес (они взаимно конвертируемы) на 15%.
Видео
Так что настоящий авианосец (а точнее, два — для Северного и Тихоокеанского флотов) нам необходим — это один из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности страны на море. Моряки предъявляют к кораблю целый ряд требований.
Во-первых, он должен быть атомным: только такая силовая установка обеспечивает авианосцам (в особенности атомным авианосным соединениям) возможность неделями поддерживать ход в 30 узлов (55 км/ч), тогда как обычные корабли будут плестись со средней скоростью в 15 узлов из-за необходимости периодического пополнения запасов топлива. Благо опыт работы создания корабельных реакторов за эти годы был накоплен колоссальный.
Во-вторых, будущий корабль обязательно должен быть оборудован катапультами плоской полетной палубы, что даст возможность поднимать в воздух самолеты ДРЛО и заправщики, которые с трамплина взлетать не могут. В-третьих, авианосец должен быть не только плавучим аэродромом. Ему необходимо вооружение, способное работать по целям в воздухе, на воде, под водой и на суше. С этим тоже особых проблем нет: все наши авианесущие корабли традиционно сильно вооружены, не хуже крейсера. На том же не достроенном из-за распада Союза «Ульяновске» должно было стоять 24 зенитно-ракетных комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик», на смену которым идут «Полимент» и «Панцирь-1М». Крылатые ракеты «Гранит», летающие на 600 км, получающие целеуказание со спутника УС-А системы МКРЦ (морской космической разведки и целеуказания), умеющие самостоятельно выбирать и перераспределять цели между собой, проще заменить на «Оникс» или «Калибр», чем обновлять спутниковую группировку. Хорош был «Гранит», недаром его называли убийцей авианосцев, а на флоте говаривали проще, без пафоса: «Лучше гипс и кроватка, чем “Гранит” и оградка».
В-четвертых, такой корабль должен сочетать в себе функции штабного и ударного корабля. Американские авианосцы уже сейчас способны управлять действиями межвидовых группировок войск (сил). Недаром из 6200 человек на борту USS George H.W. Bush 2480 — персонал авиакрыла, а 3200 — экипаж самого авианосца, из которых 300 человек и есть та самая группа межвидового управления.
Видео
На первый взгляд для создания новых авианосцев у нас есть все возможности и ресурсы. Но при детальном рассмотрении вопроса возникают определенные проблемы. Во-первых, после развода с Украиной мы утратили единственный подходящий по размерам стапель. Во-вторых, авианосцы в одиночку не ходят. Их сопровождает эскорт: пара ракетных крейсеров, три-четыре эсминца ПЛО/ПВО, одна-две многоцелевых АПЛ и суда снабжения. Вот по этой части у нас нехватка, причем по всем позициям. Остается надеяться, что строительство авианосца потянет за собой и ускоренное строительство кораблей эскорта.
Авианосцы, тяжелые крейсера и подводные ракетоносцы необходимы России, но…этим гигантам морей нужна «свита» охранение…а это,недешевое удовольствие…а потому, думаю, надо строить как можно больше сначала эсминцев и фрегатов и других многоцелевых кораблей малых и средних размеров, да вооружать их до зубов…
Странно, а ведь у СССР был мощный военный флот. Куда они его дели? Разворовали? Или продали? Разворовывают страну потихоньку…
Конечно надо пополнять наш флот! Ведь сильный флот — надежно закрытые морские границы. Да, нам повезло, с моря на нас могут напасть только на Дальнем Востоке, но зачем испытывать судьбу?
84 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе