Созданием правительственного лимузина для российских чиновников займутся «Группа ГАЗ» и компания Marussia. Производство нового автомобиля обойдется бюджету в сумму от 4 до 15 млрд рублей, в зависимости от того, чей проект будет выбран. ЗИЛу, занимавшемуся этим на протяжении десятилетий, достанется лишь производство. Концепцию президентского лимузина представят уже в следующем году. SmartNews разобрался в тонкостях создания бронемашин для первых лиц государства.
В России сложилась парадоксальная ситуация: самолет для президента отечественного производства есть, а ездить по дорогам приходится на немецких автомобилях. Хотя негласный кодекс крупнейших стран гласит: первые лица должны передвигаться на машинах отечественного производства — это вопрос престижа. Так, президенты США хранят верность американскому автопрому. Образ президента, приветствующего свой народ из лимузина Cadillac, восходит к Вудро Вильсону. И сегодня это Caddy, хотя от серийного у него только фирменный шильдик. Елизавета II предпочитает передвигаться на Rolls-Royce. Ангеле Меркель приглянулся Audi A8 Long, бронированный, с компьютером, факсом, мини-баром и DVD-проигрывателем внутри. Официальное авто французских президентов с 1990-х годов — Renault Safrane presidentielle. Даже в Китае есть свой президентский автомобиль — «Красное знамя», — внешне похожий на Lincoln.
В свою очередь, президент и премьер-министр России передвигаются на бронированных Mercedes Pullman. И нашим согражданам обидно: опросы показали — 65% из них категорически против того, что руководители страны ездят на импортных авто. Между тем наш старейший автозавод славился на весь мир своими правительственными лимузинами, которые впервые начали собирать в 1942 году.
За образец был взять Packard (этот бренд любил еще товарищ Сталин). Следующие 40 лет завод выпускал ЗИЛ-114 и его замену ЗИЛ-115. В 1985 году появился ЗИЛ-41047 длиной 6,4 м, на котором впервые использовали иностранную деталь — фары Bosch. ЗИЛы в народе прозвали «членовозами», так как на них ездили члены Политбюро. Сейчас же завод получил от управделами президента техзадание на разработку автомобиля для первых лиц государства. Каким основным требованиям должна удовлетворять такая машина?
Фото: profi-forex.org
Согласно пожеланиям заказчика, кузов лимузина должен быть бронированным и выдерживать как минимум взрыв ручной гранаты и бронебойную пулю калибром 7,62. Обязательное условие — наличие двойной броневой защиты пола, крыши и колесных арок. Стекла также должны быть пуленепробиваемыми, толщиной до 56 мм. Новый автомобиль будет оснащен специальными шинами, которые позволят двигаться со скоростью до 150 км/ч, даже будучи простреленными, самогерметизирующимся топливным баком и системой автоматического пожаротушения. Кроме того, должна быть предусмотрена защита от химической атаки (баллон с запасом воздуха), а также дистанционный запуск двигателя и громкоговорящая связь. Системы, отвечающие за безопасность и жизнеобеспечение, дублируются. Все это тянет за собой усиленные подвеску и двигатель. А также доводку электронных систем и настройку бортового компьютера под измененные характеристики. В Европе это защита класса В6+, а в России — только пятого.
Внешне машина должна показать, что она является символом власти. То есть олицетворять несгибаемость, абсолютную четкость, непоколебимость, бескомпромиссность и, являясь современной по стилю, сохранять традиционность.
Все это для ЗИЛа не новость. Если во всем мире бронирование осуществлялось путем встраивания «под кожу» кузова элементов брони, то в СССР конструкторы ЗИЛа пошли своим путем. Грубо говоря, сначала на заводе по производству бронетранспортеров варилась бронекапсула из стали 8 мм, а потом вокруг нее строился автомобиль. То есть всё вручную, штучное производство. Именно так в конце 1980-х годов появился ЗИЛ-41052, который защищал пассажиров даже от взрыва гранаты Ф-1 под капотом. Стекла машины выдерживали выстрел из снайперки. Дверь «броневика» весила 200 кг.
Такая технология не применялась нигде в мире. Получался бронированный рамный лимузин весом 6 т, с двигателем V8 объемом 7,7 л, мощностью 400 л. с. и разгоном до 100 км/ч за 10 с. Правда, мотор был карбюраторным: распределенный впрыск в России делать тогда не умели, да и сейчас тоже. Поэтому «членовоз» сжигал 36 л бензина на 100 км. Двигатель с коробкой передач подлежал замене каждые 20 тыс. км. Без брони такая машина стоит около 400 тыс. евро. Секрет бронирования советских представительских автомобилей перестал быть тайной только после развала СССР и немедленно был использован американцами.
Опытные образцы таких машин делают в двух экземплярах. Первый расстреливают и взрывают на полигоне, а второй испытывают пробегом на разных дорогах в различных климатических условиях. И только в случае положительных результатов отправляют на службу главе государства. Первые образцы новых правительственных лимузинов могут появиться через 2,5–3 года, а производство — года через четыре.
В 2011 году этот вопрос обсуждался в правительство вполне серьезно. К этому даже приложил руку бывший министр обороны Анатолий Сердюков, приносивший на заседание эскизы нового лимузина. Министра понять можно: на ЗИЛе были построены три кабриолета парадного расчета. Но отечественные они только с виду. Платформа, двигатель и подвеска — GMC, коробка — Borg Warner, электроника — Bosh.
Видео
Гениальный распил! Учитывая, что всё похерено, и технологии, и оборудование, то вариант сделать лимузин для Президента только один. Купить пульман или американца за 60 лямов и за 40 лямов переделать навесные панели на квадратный манер, а ля ЗИЛ. И показать по первому каналу в новостях, 60% целевой аудитории Время даже не заметят подвоха.
Эти «маруси» ещё ни одного кара не продали, а уже лимузин хотят сделать.
НЕТ у нас автопроизводства нормального. И не будет. Прошляпили его еще в совке. Потому, что не было конкуренции, развития и грамотного управления. И так хавали то, что дают и сравнивать было не с чем. Потом 90-е… В итоге что имеем? Убогие ломучие повозки. Технологий нет. Нормальной производственной базы нет. Инженеров нормальных тоже нет (а откуда им взяться при отсутствии производства и современной промышленности?). НИЧЕГО нет. Какой смысл городить такие проекты на древних заводах? Кроме распила бабла смысла не вижу. Ну не будет в РФ своего нормального автомобиля. Не будет.
1 комментарий к материалу.