В ближайший год президентский авиаотряд получит два новых борта № 1. Самолеты строятся на базе Ил-96-300 и отличаются от гражданских моделей сложной электроникой, специальной связью и возможностью управлять ядерными силами страны. В течение пяти лет президентский авиапарк должен полностью обновиться, а пополняют его самолеты только отечественного производства.
В особых кругах президентский самолет всегда было принято называть пунктом управления (ПУ). Такие машины стали создаваться еще с 1960-х годов. Однако долгое время размеры аппаратуры связи и компьютерной техники не позволяли полностью совместить в них функции самолета главы государства и командного пункта главнокомандующего. Благо современные технологии позволили решить эту задачу в полной мере. Первопроходцами в этой области стали американцы, когда у них появилась подходящая для этого платформа. Все идеи были реализованы на двухпалубном Boeing 747 с огромным внутренним объемом.
В 1978 году на его основе были построены Е-4В — первые воздушные командные пункты (ВКП) для президента США, министра обороны США, других членов высшего руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. С дозаправками самолет мог держаться в воздухе неделю, но о комфорте экипажа говорить не приходилось. Большую часть мест занимали офицеры — операторы и связисты, а для президентской свиты и журналистов их не оставалось. То есть функции штаба, вплоть до связи с подлодками, он выполнял, а для представительских задач, соответствующих статусу главы державы, не годился.
Верховный главнокомандующий должен летать на красивом, надёжном и современном самолёте — это лицо государства на различных саммитах и встречах!!!
Поэтому в 1990 году и появился тот самолет, который называется Air Force One («Борт номер один»). Из средств управления на борту только цифровая связь и засекреченный факс. Основное место занимает склад продуктов — холодильник на 2 тыс. рационов и две кухни. Так как места для багажа почти не остается, то президентскому рейсу обычно предшествует воздушный конвой из одного-трех грузовых самолетов, которые несут в себе вертолеты, кортеж автомобилей и все необходимое для президентской свиты.
Известные своей скромностью руководители СССР, у которых было свое представление о красоте, летали на Ил-62М. В то время машин большего размера в стране не выпускалось. Состоял этот борт из трех частей: президентских апартаментов, конференц-зала (мягкие кресла полукругом, диваны вдоль иллюминаторов, столы, телевизор с плоским экраном) и отсека для сопровождающих лиц, как две капли воды — салон обычного авиалайнера. Перегородки из пластика. Первые два отсека — в бессмертном дизайне областной гостиницы, разве что мебель из ореха и карельской березы. Из оборудования — спецсвязь и пульт для ядерного чемоданчика.
Видео
Борис Ельцин заказал себе более крупную машину — Ил-96-300. Строительство нового борта началось в 1993 году на базе стандартного Ил-96 и продолжалось три года. Внутреннюю отделку основного самолета выполняли швейцарцы из Jet Aviation AG в Базеле. На борту № 1 появились душевые кабины для президента и персонала, две спальни, отделанный деревом зал для совещаний на 12 человек и 10-метровый рабочий кабинет президента со спецсвязью и пультом управления ядерными силами страны, а также медкаюта. Ил-62М стал резервной машиной.
На смену ему в 2001 году пришел Ил-96 с бортовым номером RA-96016 — путинский борт № 1, — который комплектовали оборудованием и отделывали на авиазаводе в Воронеже под контролем ФСО наши специалисты заранее проверенными материалами английской Dimonite Aircraft Furnishings Ltd. Все средства связи на борту устанавливались исключительно отечественного производства. В итоге самолет обошелся раз в десять дешевле.
Видео
Хороший самолет Ил-96. Зря наши не заставляют авиакомпании приобретать и использовать их на внутренних дальних маршрутах. А надо просто заставлять и тогда авиапром оживет. В свое время часто летал пассажиром на Ил-86, так только положительные впечатления.
Требования к летной годности президентских машин очень жесткие, как по возрасту, так и по взлетам-посадкам: теперь эти два самолета уйдут в резерв, а основными станут две новые машины — RA-96020 (в декабре 2012 года) и RA-96021 (в ноябре 2013 года). Скромная внутренняя отделка из российских материалов выполнена по принципу разумной достаточности. Но, возможно, такое решение вызвано скорее экономическими соображениями. Президентский борт стоит 5,2 млрд рублей против 1,5 млрд рублей для серийного Ил-96. И все же такая цена обусловлена сложностью установки дополнительного оборудования в корпус самолета. Это очень трудоемкая работа, и фактически самолет делается по собственному проекту. Он оснащается средствами управления, связи и лазерными системами защиты от ракет, множеством антенн, приемопередающих устройств и различных датчиков, которые нельзя просто вынести за фюзеляж.
Аппаратура — да. Втиснуть её в практически гражданский самолёт ещё та задачка.
Но на другом проекте летающего командного пункта Генштаба — Ил-86ВКП — такими тонкостями не занимались и смело выносили некоторые элементы на корпус машины.
Видео
Горб спереди — отсек космической связи и радиоантенн, не поместившихся в фюзеляже. Под крыльями, ближе к корпусу, расположены два дополнительных электрогенератора, необходимых для питания всех военных систем. В хвостовой части установлена выпускная тросовая антенна длиной 5 км для связи с подводными лодками. Всего было выпущено четыре таких самолета, которые находились в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й авиадивизии особого назначения на аэродроме Чкаловский. 9 мая 2010 года самолет с бортовым номером 86147 принял участие в параде в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Ил-96-300ПУ был создан в 1995 году на базе дальнемагистрального аэробуса Ил-96-300 для перевозки президента России и сопровождающих его лиц. За 17 лет было построено всего три таких самолета (включая новый), а эксплуатировалось всего два. Средний налет Ил-96-300ПУ(М) всего 2,5 часа в неделю, а в месяц — 15. Для сравнения: Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» в неделю проводит в воздухе не менее 8, а в месяц — более 190 часов.
При этом ресурс президентских машин еще не выработан: ельцинский самолет провел в воздухе всего 2,7 тыс. часов (для выработки ресурса нужно 10 тыс. часов), совершил чуть больше 1 тыс. посадок (43% от ресурса), но зато выработал 87% ресурса по возрасту (максимальный возраст этих машин определен в 20 лет, но может быть продлен). Путинский RA-96016 израсходовал 30% летного ресурса (для этой машины — 5 тыс. часов), 26% ресурса на посадки (при ресурсе 2 тыс. часов) и 45% возрастного ресурса (машине 9 лет и 7 месяцев).
По данным пресс-секретаря управление делами президента России Виктора Хрекова, президентский авиаотряд должен полностью обновить авиапарк в ближайшие пять лет. При этом закупаться будут только самолеты российского производства. В 2012 году УДП заказало семь новых самолетов — по два Ил-96 (ВАСО), Ту-204-300 и Ту-214 (ульяновский завод «Авиастар») и один Ан-148 (ВАСО).
Президенту России, как верховному Главнокомандующему, нужны такие самолёты!
Видео
Шикарнейший и надежнейший самолет! Все Боинги и Аирбасы курят в сторонке! Даешь отечественый пассажирский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт!!! А ведь чиновники не пускают его, херят наш авиапром, сцволочи!
Начнем с того, что этот самолет имеет представительские функции, ведь как известно «по одежке встречают…», негоже президенту великой страны летать на ни пойми чем. Мне очень не нравится, что наши «верхи» рассекают на мерсах, но то, что для них изготавливают ИЛы мне читать приятно, не важна стоимость, это не яхта или вилла за рубежом, эти деньги все равно в России остаются.