Новый министр обороны Сергей Шойгу решил укрепить отечественную армию специальными роботами. Все машины и накопленный опыт будут позаимствованы из его предыдущего подшефного ведомства — МЧС. Если удастся адаптировать роботов-спасателей для нужд армии, то войска получат в свои ряды незаменимых помощников.
Так держать, Сергей Кужугетович!
Первое упоминание о боевых роботах датировано еще 1591 годом. Тогда выдающимся ученым рабби Лёвом Бен Бецалелем был создан Голем. Когда срок его службы закончился, его останки в виде глины захоронили на чердаке Старо-Новой синагоги в городе Праге. Но, разумеется, это всего лишь легенда.
Однако, как и многие другие мифические истории, она не давала покоя пытливым умам. Идея поставить на вооружение боевого робота буквально будоражила большевиков, и они создали Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения. «Остехбюро» расположилось в Петрограде и начало свою деятельность под руководством Владимира Бекаури.
В задачи, поставленные инженерам, входило создание управляемых по радио: бомбардировщика, торпедного катера, подводной лодки, танкетки и фугаса. Планировалось, что самолет должен был лететь по радиомаякам. Но в Стране Советов их было мало, да и работали они на частоте, не обеспечивающей нужную точность. Более того, место, куда будут сброшены бомбы, также должно быть оборудовано маяком. Это практически не достижимо. С подводной лодкой тоже возникли проблемы — ученым так и не удалось найти ту частоту, которая проникала бы в толщу воды. Как выяснилось позднее, необходимо было использовать особую низкую частоту. Торпедный катер построили и даже провели его испытания. Но эффективность обычного катера оказалась в несколько раз выше, поэтому эту идею тоже оставили.
Шойгу засучил рукова и принялся не только восстанавливать покалеченное ведомство, а создавать новое, обучение (много очень говорит о кадрах на будущее), вот робототехнику в войска, и нас еще ждет много положительных новостей.
Танкетку для подрыва танков противника и решения инженерных задач сделали и провели ее испытания. Однако принятию на вооружение помешали ее низкая скорость и невысокая проходимость: двигатель был слаб, мала емкость аккумуляторов. Удался только радиоуправляемый фугас «БеМи» (Бекаури и Миткевич), с помощью которого полковник Илья Старинов в сентябре 1941 года в Харькове ликвидировал штаб 58-й дивизии вермахта и генералов фон Брауна и Бейнекера.
Видео
Кстати, немцы тоже с 1938 года пытались создать боевой робот. К 1945 году фирмы Borgward, Zundapp и Zachertz выпустили для борьбы с советскими танками и прорыва минных полей 8 тыс. дистанционно управляемых танкеток «Голиаф» и «Прыгун». Их применяли под Кировоградом и в Курской битве, но с ограниченным успехом: сухопутные «торпеды» успешно уничтожались нашей артиллерией, а радиоканал обеспечивал дальность управления всего в 2 км. В итоге к концу войны неиспользованными осталось около 7 тыс. танкеток.
После войны о боевых роботах больше не вспоминали, но о создании гражданских машин задумались только после Чернобыльской катастрофы, когда потребовался разведчик, способный действовать в условиях высоких уровней радиации. Буквально «на коленке» КБ МВТУ сделало такую машину, и она успешно работала, пока излучение буквально не спалило нежную электронику. Возможно, второпях инженеры забыли, что радиационностойкие микрочипы в то время уже использовались на межконтинентальных ракетах «Воевода» и «Сотка».
Однако и после этого о роботах забыли вплоть до тех пор, когда в МВД и ФСБ появились машины для обезвреживания взрывных устройств, а в интересах МЧС началась разработка подобных средств разминирования и пожаротушения. Плюс ко всему начались работы по проектированию беспилотников для доставки средств спасения.
В настоящий момент интерес у военных вызывают две модели — «Ель-4» и «Ель-10», противопожарные роботизированные комплексы на гусеничном ходу для работы в зоне повышенной опасности.
Видео
— Роботизация систем вооружения будет только нарастать. А что касается российских позиций на рынке вооружений, то говорить об этом рано, потому что мы еще в самом начале цикл работ. Роботизация означает уменьшение вмешательства человека в действия систем вооружения. Эти работы ведутся совершенно безотносительно всяких там фондов перспективных исследований. Тот же истребитель пятого поколения, его фундаментальное отличие помимо радиолокационной малой заметности, это внедрение элементов искусственного интеллекта в поведение самого боевого авиационного комплекса.
Они предназначены для разведки, разборки завалов, спасательных работ и тушения огня в условиях высоких температур, радиационного и химического загрязнения местности, возможности осколочно-взрывного поражения. Помимо водяной пушки, снабжены комбинированным бульдозерным ножом с гидрозахватом, рукой-манипулятором и четырьмя видеокамерами. Искусственным интеллектом такие роботы пока не наделены, и управляют ими дистанционно по радиоканалу. Такие роботы были проверены при тушении пожара и разборке завалов на арсенале в Удмуртии. Досадно, что основное оборудование импортное и поставляется из Хорватии.
Роботы хорошо, но надо учитывать одну вещь, что для МО необходимы роботы исключительно с российской начинкой. Задел в этом плане у нас был еще с времен совдепа, и неплохой, а сейчас и возможность есть, были бы заказы.
В этой области он имеет опыт использования данной техники в МЧС. Поэтому знает слабые и сильные стороны применения робототехники и может предполагать, где ее можно использовать в войсках. Мне кажется, что с учетом «врастания» в новую должность КПД Шойгу на посту минобороны должно расти.
— Когда мы говорим, предположим, о борьбе с преступностью, о борьбе с террористами, чаще всего мы применяем все-таки обычные средства вооружения, применение роботов может быть оправданно только в случаях, предположим, обезвреживания мин, фугасов, взрывчаток, для обеспечения каких-то систем охраны.
На базе роботов-спасателей могут быть созданы не только пожарные, но и ремонтно-эвакуационные машины, а также машины разграждения. Они есть в армии и сегодня, но управляются экипажем, которому иногда приходится действовать под огнем противника. В этом случае «Елки» придется имплантировать в бронебазу, повысить мощность двигателя и скорость для движения в составе войсковых колонн, увеличить грузоподъемность манипуляторов и оснастить лебедкой. Робот для разминирования хорош, но ему тоже нужна защита, иначе он становится одноразовым. Применение его будет ограниченным, только в инженерных войсках, ведь для обнаружения мин на дорогах и проделывания проходов в минных полях техника уже есть. Аналогичные машины существуют и для радиационной и химической разведки.
Про саперов забывать нельзя, сколько смертей можно избежать было бы, если бы такие решения принимались своевременно!
Если переделывать относительно гражданских роботов в сугубо военные, то эта процедура обойдется недешево. Один только робот-сапер МЧС стоит около 87 млн рублей, что практически сравнимо по цене с танком Т-90. Комплекс радиационной разведки обошелся спасателям в 58 млн рублей, а «Елка-10» — в 30 с половиной. Такая высокая цена обусловлена как раз тем, что многие детали закупаются за рубежом. Возможно, ситуацию способны будут исправить собственные, отечественные разработки.
Когда Шойгу был в МЧС, они очень сильно развивали роботов и машины для непроходимой местности. Я думаю, много чего есть у МЧС, что может быть полезно для МО.
Главное, чтобы не было как всегда… А так наконец появились надежды, что начнутся реальные движения в строну БПЛА и робототехники.
Американские военные, к слову, уже вплотную подобрались к своей заветной мечте — полностью роботизировать всю армию.
5 комментариев к материалу.