Российские конструкторы разработали специальный комплекс, который сможет практически самостоятельно посадить самолет. В перспективе система будет использована в гражданской и военной технике, но основным полем ее применения станет палубная авиация. В настоящий момент комплекс полностью готов к проведению государственных испытаний.
Посадка истребителя на авианосец — самая опасная и трудная часть в профессии летчика палубной авиации. Такая операция требует от пилота исключительных навыков и проводится буквально с ювелирной точностью. Но в скором времени посадка на палубу станет обычным делом, практически ничем не отличающимся от посадки на аэродром. Российскими инженерами был создан спутниковый радионавигационный комплекс (СРНК), который предназначен специально для морской авиации. Систему воплотили в жизнь сотрудники ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (ПИЦ), которое расположено в подмосковном Жуковском.
Вот это дело! Еще бы троечку авианосцев добавить! Нашим ученым — респект!
Слава нашим «технарям»! И самое главное, всё своё.
То, что такая система в скором времени пройдет испытание и, скорее всего, будет принята на вооружение, — событие грандиозное. Чтобы понять, насколько важен этот комплекс в морской авиации, нужно понять, как в целом происходит посадка самолета.
Сам полет проходит по специальным радиомаякам, расположенным на земле. Несколько их групп создают зоны, за которые отвечает диспетчер. Координаты аэродрома заранее известны, и при подлете к месту посадки диспетчер задает пилотам направление на посадку. С этого момента самолет встает на глиссаду (курс снижения), угол которой задают маяки дальнего и ближнего приводов. Далее пилот переключается на диспетчера посадки, который и дает указания борту вплоть до полной остановки двигателей.
Видео
В палубной авиации все происходит совершенно иначе. Прежде всего потому, что здесь к выполнению посадки предъявляются повышенные требования по точности. Но до того, как пилот сможет продемонстрировать свои навыки посадки на авианосец, корабль нужно найти в открытом море. Навигация над водной поверхностью сложнее, чем над землей, поскольку нет даже привычных ориентиров. При этом нужно учитывать, что авианосец движется, поэтому возможны посадки в ночное время, да еще и в сложных метеоусловиях.
В основном в палубной авиации используют визуальный способ посадки. При этом правильность захода на посадку пилот сверяет по оптической системе посадки (IFLOLS), одновременно выполняя множество действий, в том числе управляя скоростью, тангажем и креном, в соответствии с ее указаниями. Все эти действия пилот выполняет на скорости 300 км/ч, притом что сам корабль движется со скоростью до 55 км/ч, а место для посадки бывает длиной всего 6 м. И чтобы принять верное решение, у пилота, как правило, есть всего несколько секунд. Дальность оптической системы составляет от 1,5 до 4 км.
Видео
bask: Что бы создавать какую-то технологию надо знать под что она создается… Не одного строящегося авианосца нет. А к моменту постройки, эта разработанная система устареет. Короче, как всегда … телега впереди лошади…
Wedmak: С чего бы ей устареть? Алгоритмы и технические решения все равно останутся и послужат, возможно, основой более совершенных систем.
Конечно, есть навигационные системы, которые позволяют отыскать плавучий аэродром по приборам и зайти на посадку даже ночью. Но авианосец нельзя просто увешать обычными радиомаяками и проводами, потому что в таком случае он рискует принять на палубу не медленно снижающийся родной истребитель, а сверхзвуковую противокорабельную крылатую ракету противника.
Для облегчения процесса посадки на палубу отечественные конструкторы применили целый комплекс мер, и прежде всего внедрили в нее систему спутниковой навигации. Как известно, ГЛОНАСС и GPS без наземных дополнений не отличаются особой точностью. Для ее повышения используются ориентиры, координаты которых установлены с абсолютной точностью, что позволяет объекту определять свое местоположение до сантиметров. В нашем случае подсистемой стал авианосец, размеры которого выверены до миллиметра. Компьютер корабля постоянно вычисляет свое место, соотносит его с местом самолета и в режиме реального времени выдает эти данные на борт заходящей на посадку машины, которая также получает данные со спутника. Такое двойное и даже тройное позиционирование позволяет компьютеру самолета определять свое место и высоту (в том числе и относительно палубы авианосца) с точностью до 10 см несколько раз в секунду.
Видео
Пилоту требуется только держать прицел на индикаторе летной обстановки, контролировать скорость и высоту, и самолет приходит точно на посадочную палубу. СРНК хорош еще и тем, что вся информация с приборов выводится на один дисплей и летчику не надо распределять внимание между авиагоризонтом, индикатором скорости и показателями мощности двигателя. Система позволяет взлетать, садиться и выполнять руление в стесненных условиях вслепую. Всего самолеты с СРНК совершили несколько тысяч успешных взлетов и посадок.
При благоприятном результате испытаний первыми эту систему получат палубные истребители Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов». Система позволяет сажать самолет на палубу даже не слишком опытному пилоту, и с ее помощью наша палубная авиация может стать всепогодной. Габариты устройства тоже подходят для самых разных самолетов, ведь первоначально СРНК создавался для дальних перелетов истребителей и заправщиков. Минобороны России поначалу не выразило интереса к проекту, поэтому работы пришлось организовать в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиации».
Ну что сказать хорошая система для хороших сомолетов.
То есть существует возможность того, что и пассажирские самолеты в скором времени получат эту систему. Это позволит гражданским машинам совершать посадку в любых метеоусловиях на любой аэродром при минимальном его дооборудовании и избежать трагических последствий.
Видео
Да, система безусловно необходима, но автоматика тоже часто подводит. В первую очередь, важно будет пилотов обучить поведению при форсмажорных обстоятельствах.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе