Щит на колесах. Для российской армии построят новые «ядерные поезда»

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой. Фото: George Shuklin / wikipedia

Российские инженеры и конструкторы уже трудятся над опытными образцами нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)Первые «ядерные поезда» могут поступить на вооружение Ракетных войск стратегического назначения после 2020 года.

БЖРК — важнейший аргумент в споре с США относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРОВ настоящее время между Россией и США действует договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), но создание боевых железнодорожных ракетных комплексов он не запрещает.

Категорическое условие, на котором американцы настаивали при подписании в 1993 году предыдущего договора об ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-2, давно не тайна — мы должны были уничтожить свои ракетные поезда. И Борис Ельцин согласился: к 2005 году все они были пущены «на иголки» — американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Заметим, последний поезд был изготовлен в 1992 году, то есть уничтожались ракеты, не выслужившие гарантийный срок.

Но российская оборонка утешала себя тем, что на смену «Молодцам» — шифр ракеты РТ-23 УТТХ — придут мобильные «Тополя». Ошибку осознали, но было поздно: СНВ-2 запрещал разработку новых ракетных комплексов такого типа. Вернуться к теме удалось только после заключения договора СНВ-3, который такого ограничения не содержит.

Здесь советники Барака Обамы просчитались: видимо, они считали, что подобное России не под силу: ведь боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) делались на Украине в КБ «Южное», том самом, где сделали «Воеводу» — нашу самую тяжелую МБР, которую в НАТО и вовсе называют «Сатаной».

Что представляли собой БЖРК, и чем они так досадили американцам?

Справка SmartNews

Созданный братьями Владимиром и Алексеем Уткиными комплекс был принят на вооружение 28 ноября 1987 года. Он имел вид железнодорожного состава, который тащили два тепловоза ДМ-62 под управлением офицерских локомотивных бригад. К ним были прицеплены командный модуль из 7 вагонов (пункт управления, узел связи, электростанция, вагоны-общежития, столовая, мастерская-аппаратная), вагон-цистерна с горючим и трехвагонный пусковой модуль с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ.

Выглядит комплекс как обычный состав из обычных почтово-багажных и рефрижераторных вагонов. Разве что у вагонов с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Оно и неудивительно: весит такой вагон 200 т, хотя и несет на борту надпись «для легких грузов».

Вагон ничем не отличался сверху от обычного, в СССР было куча поездов и нельзя было определить какой именно поезд, вагон несёт эту малышку! Вот и американцы заволновались, вследствие чего их сняли с вооружения.

Прислала
Наталья Гребнева

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Состав останавливается, специальные устройства отводят в сторону контактный провод, гидропривод откидывает крышу вагона, пороховые аккумуляторы давления ставят транспортно-пусковой контейнер вертикально и выбрасывают ракету весом 104,5 т на пятидесятиметровую высоту. Уже в воздухе ракета слегка наклоняется с помощью пороховой шашки, и только после этого запускается основной двигатель. Сделано это затем, чтобы отвести огненную струю от пускового комплекса, не спалить его и не разрушить рельсы. На всё уходит меньше двух минут.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23 УТТХ забрасывает 10 боевых блоков мощностью по 0,43 Мт на дальность 10 100 км с предельным отклонением 0,5 км. Это означает, что среднее отклонение от цели не превысит 150 м. Ракета обладает повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и способна самостоятельно восстанавливать информацию в системе управления после него. Конструкторам пришлось решить немало сложных задач. К примеру, ракета никак не укладывалась в габариты вагона, и головной обтекатель, без которого устойчивый полет невозможен, сначала сделали надувным, а потом — металлическим складным. Другую проблему (обеспечение устойчивости вагона — пусковой установки при старте ракеты) решили созданием автоматических замков, которые соединяют вагоны в единое целое, перераспределяя нагрузку между ними.

Таких поездов было двенадцать с 36 пусковыми установками в трех дивизиях: 10-й ракетной в Костромской области, 52-й в Пермском крае и 36-й в Красноярском крае. БЖРК составляли основу группировки ответного удара, постоянно перемещаясь в радиусе 1500 км от точки базирования. И поскольку они не отличались от обычных составов, то попросту «исчезали» для разведки противника после выхода на железнодорожную магистраль. А ведь за сутки такой состав мог отмахать до 1000 км. Это чрезвычайно раздражало американцев: моделирование показало, что даже удар двух сотен ракет «Минитмен» или МХ выводит из строя не более 10% БЖРК, для наблюдения за которыми без сколь-нибудь достоверных результатов привлекалось от 14 до 18 спутников разведки. Содержание такой группировки в конце концов превысило стоимость «Молодцов» даже с учетом проведенной модернизации железнодорожного полотна: укладке более тяжелых рельсов, замене деревянных шпал на железобетонные и укреплению насыпей.

Если бы эти комплексы были сегодня — то ракеты точно преодолели бы любое ПРО. А вот через 10 лет — надо, как говорят, посмотреть. Никто сейчас не сможет спрогнозировать реальные результаты развития ПРО на длительный период. Это как в свое время бесконечная борьба «снаряд — броня», когда на каждом временном этапе верх одерживала то одна, то вторая сторона. Тем не менее, обладание таким комплексом — серьезный и внушительный шаг, разом остужающий горячие головы «новых фюреров». Был бы комплекс, а ракеты можно будет заменять на новые образцы.

В минувшем году 4-й ЦНИИ успешно отчитался по научно-исследовательской работе «Молодец», проведенной в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования. Это означает, что не только тактико-технические требования, но и кооперация исполнителей определены, и опытно-конструкторские работы в рамках проекта уже ведутся. Учитывая среднюю продолжительность таких работ (примерно 7 лет), рождения нового «Молодца» действительно можно ждать в 2019 году. На это, возможно, хватило бы мощностей только Воткинского машзавода: он единственный в стране выпускает твердотопливные МБР.

Похоже денежки тратящиеся западом на про вылетят в трубу.контейнерные и железнодорожные комплексы практически полностью скрыты от отслеживания.они могут появиться в любой точке земного шара и никакое про их не достанет!

Видео

Прислал
Дмитрий Игнатьев

Да, в последнее время как-то возобновили гонку по вооружению. Азиатско-тихоокеанский регион, вообще, до зубов вооружается. Видимо, и мы не отстаем. Только и слышно в новостях о военной технике и оружии.

Автор

Михаил Тимошенко

Над статьей работали

Дмитрий Игнатьев, Дарья Полковая, Наталья Гребнева

Добавить комментарий

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Леонид Парфенов 28 декабря 2012, 11:13

Круто. Вот это игрушка, загляденье)) Забавно было бы увидеть такое в реальности. Едешь себе, к морю, например, смотришь в окно, а тут - на соседней параллели из вагона вылазит такая дылда))

Илья Куринной 28 декабря 2012, 11:38

Ой да, молодец Ельцин! Американцы сказали - он сделал. Послушный какой. Такую технику на иголки пустил. С какого перепугу мы вообще должны были удовлетворять нервных американцев, не пойму? детский сад какой-то.

Олег Алиев 28 декабря 2012, 12:27

В последнее время, Россия заставляет американцев нервничать все больше. То истребитель пятого поколения испытываем, то "ядерные поезда" возрождаем. Они там, наверное, ногти грызут уже )

Владимир Доценко 28 декабря 2012, 13:26

Да все новое забытое, старое. Хорошие планы. Ломать не строить. Лишь бы не получилась как в анекдоте про Хаджи Насредина / ...или султан скончается, или хаджи умрет или ишак сдохнет.../

Артем Карпенко 28 декабря 2012, 13:50

В советское время знали толк в секретности. Прекрасные изобретения, с ними - можно напугать любого соседа. Главное, чтобы не пришлось их использовать.

Отмечено
редакцией

Дмитрий Игнатьев 28 декабря 2012, 14:10, Изменено: 28 декабря 2012, 14:57

Да, в последнее время как-то возобновили гонку по вооружению. Азиатско-тихоокеанский регион, вообще, до зубов вооружается. Видимо, и мы не отстаем. Только и слышно в новостях о военной технике и оружии.

Александр Наумов 28 декабря 2012, 14:44

Почему-то я думал, все эти "ядерные поезда" - это прошлый век и давно устаревшие технологии, а вот, оказывается, их не только с производства не снимают, но и снова на поток поставят.

Виталий Яровой 28 декабря 2012, 15:50

Отличное пугало для западных ПРО, такие составы практически невозможно отследить - по крайне мере, сейчас. А вот что будет через 10 лет, трудно прогнозировать. Доживем - посмотрим сами.

Марта Узлова 28 декабря 2012, 16:23

Мне кажется, что такие комплексы были бы актуальны не через десять лет, а именно сейчас, но в нашей стране все как всегда, сначала мы технологию профукали, а теперь семимильными шагами нагоняем и восстанавливаем.

Анатолий Губарев 29 декабря 2012, 01:26

Они нужны не через пять-семь лет, а уже завтра. А лет через пять АНБ сможет вычислять за час-другой месторасположение любого такого поезда.
В любом случае надо работать на опережение

Добавить комментарий

Новое на сайте