8 ноября 1950 года во время Корейской войны состоялось первое воздушное сражение между реактивными истребителями. В бою принимали участие F-80 Shooting Star и Миг-15. Мы решили рассказать о пяти самых известных боях реактивных самолетов.
Первая встреча
К началу ноября 1950 года в Корее встречи американских самолетов с МиГ-15 стали частым явлением, однако встречались с ними, главным образом, поршневые «Мустанги». Встреча первых реактивных истребителей F-80 и МиГ-15 произошла 8 ноября 1950 года.
В этот день перед звеном Lockheed F-80 Shooting Star из 16-й эскадрильи была поставлена задача подавить зенитные батареи, прикрывающие аэродром Синуйджи. Удар по аэродрому должен был нанести бомбардировщик В-29.
После нанесения удара по зенитным установкам американцы развернулись на обратный курс. Летчики хотели побыстрее выйти из зоны обстрела. В это время командир группы F-80 подполковник Эванс Стефенс услышал по радио, что с севера летит восьмерка МиГов. Лейтенант Браун визуально обнаружил противника. Ему удалось сбить один МиГ-15. Однако согласно данным советских источников, МИГ-15 удалось выжить. Это был первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. Несмотря на кажущийся успех, этот бой показал, что МиГи довольно маневренные и представляют серьезную опасность для F-80C. Американцам пришлось перебрасывать из-за океана «Сейбры».
Воздушный бой над Баня-Лукой
Воздушный бой над Баня-Лукой произошел 28 февраля 1994 года между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской. Это был единственный известный воздушный бой в ходе Боснийской войны, а также первый случай участия в боевых действиях в истории НАТО.
С апреля 1993 года НАТО проводила над Боснией операцию «Deny Flight», направленную на пресечение полётов боевой авиации враждующих сторон согласно резолюции Совета Безопасности ООН. Утром 28 февраля 1994 года самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 засёк в районе Баня-Луки неопознанные летательные аппараты. На перехват были отправлены два американских истребителя F-16 (526-я тактическая истребительная эскадрилья «Black Knights»). Неопознанные самолёты оказались шестью штурмовиками J-21 «Ястреб» боснийских сербов, атаковавшими военный завод в Нови-Травнике. Штурмовики проигнорировали сделанное с E-3 двукратное предупреждение о необходимости покинуть запретную для полётов зону. Они продолжали выполнять боевое задание и сбросили бомбы на свою цель. После этого американские истребители атаковали их ракетами «воздух-воздух». У штурмовиков не было противовоздушного оружия, а малая скорость не позволяла уйти от сверзвуковых истребителей, поэтому все шесть «ястребов» стали лёгкой целью для F-16. Капитан Роберт Райт последовательно сбил три штурмовика. Затем пара F-16 прекратила преследование и взяла курс на авиабазу Авиано (Италия) по причине израсходования основной части топлива. Им на смену пришла другая пара F-16, которой удалось сбить ещё один штурмовик.
Воздушный бой над Мерклином
Воздушный бой над Мерклином — инцидент, случившийся 10 марта 1953 над деревней Мерклин, расположенной в Пльзеньском крае ЧССР. Два американских самолёта F-84E Thunderjet незаконно вторглись в воздушное пространство Чехословакии, и на перехват нарушителей были по тревоге подняты два чехословацких истребителя МиГ-15. Один американский самолёт был сбит в результате стычки, а его пилот катапультировался.
Этот инцидент стал первым вооружённым столкновением между силами американского и советского военных блоков в Европе со времён завершения Второй мировой войны, однако не привёл к полномасштабному военному конфликту.
Самолёт США упал за пределами территории Чехословакии, что привело к грандиозному скандалу. Американская сторона отрицала факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляла, что чехословаки спровоцировали американцев, вторгнувшись в американскую оккупационную зону и открыв огонь первыми. По заявлению американцев, пилотами ВВС Чехословакии якобы не подавались никакие сигналы, которые должен передавать перехватчик нарушителю согласно установленным международным нормам. Более того, США потребовали денежную компенсацию за сбитый самолёт. Представители Чехословакии отвергли все обвинения.
Воздушный бой над Офирой
Этот воздушный бой произошел 6 октября 1973 года в ходе Войны Судного дня. 2 самолёта F-4 Phantom II Армии обороны Израиля разгромили превосходящее их в численности звено самолётов Египта, состоящее из 28 самолётов МиГ-17 и МиГ-21. К концу короткого шестиминутного боя 7 МиГов были подтверждённо сбиты. Остальные МиГи и израильские поднявшиеся на подмогу «Фантомы» возвратились на свои аэродромы. Бой проходил на очень малых высотах и в очень сложных условиях. Бой длился около 6 минут и закончился до прибытия четырёх израильских самолетов «Мираж», присланных командованием на помощь.
Инцидент в заливе Сидра (1981)
Этот воздушный бой произошел между истребителями ВМС США и ВВС Ливии в 1981 году. В 1973 году ливийский лидер Муаммар Каддафи в одностороннем порядке провозгласил так называемую «линию смерти», объявив залив Сидра (Большой Сирт) ливийскими территориальными водами. США оспаривали этот факт. С 1980 года американо-ливийские отношения приобрели напряжённый характер. В августе 1981 года две авианосные группировки ВМС США демонстративно пересекли «линию смерти» и начали проводить учения в заливе.
18 августа, с самого начала учений ливийские самолёты стали выполнять регулярные облеты американских кораблей, однако постоянно перехватывались истребителями и выдворялись за пределы района учений. Утром 19 августа очередной облёт выполняла пара истребителей-бомбардировщиков Су-22. На перехват были отправлены два F-14 «Томкэт». Обе пары сближались на встречных курсах. В этот момент один из Су-22 неожиданно выпустил ракету «воздух-воздух». В ответ оба F-14 заняли удобные позиции для стрельбы и атаковали ливийцев ракетами AIM-9, в результате чего оба Су-22 были сбиты. Их пилоты катапультировались, и, по сообщению американских источников, были спасены ливийскими катерами.
Су-27 против МиГ-29
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. 16 мая пара эритрейских МиГ-29 появилась в воздушном пространстве над Баренту, но была перехвачена дежурившими здесь Су-27 эфиопов. В результате скоротечного боя один МиГ был сбит; второй в ходе преследования получил повреждения от попадания ракеты Р-27, но сумел произвести аварийную посадку в аэропорту Асмэры и, по некоторым данным, был впоследствии списан.
Су-27 Фото: Wikipedia
МиГ-29 Фото: Wikipedia
14 комментариев к материалу.