Пять самых известных сражений реактивных самолетов

61
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

8 ноября 1950 года во время Корейской войны состоялось первое воздушное сражение между реактивными истребителями. В бою принимали участие F-80 Shooting Star и Миг-15. Мы решили рассказать о пяти самых известных боях реактивных самолетов.

Первая встреча

К началу ноября 1950 года в Корее встречи американских самолетов с МиГ-15 стали частым явлением, однако встречались с ними, главным образом, поршневые «Мустанги». Встреча первых реактивных истребителей F-80 и МиГ-15 произошла 8 ноября 1950 года.

В этот день перед звеном Lockheed F-80 Shooting Star из 16-й эскадрильи была поставлена задача подавить зенитные батареи, прикрывающие аэродром Синуйджи. Удар по аэродрому должен был нанести бомбардировщик В-29.

После нанесения удара по зенитным установкам американцы развернулись на обратный курс. Летчики хотели побыстрее выйти из зоны обстрела. В это время командир группы F-80 подполковник Эванс Стефенс услышал по радио, что с севера летит восьмерка МиГов. Лейтенант Браун визуально обнаружил противника. Ему удалось сбить один МиГ-15. Однако согласно данным советских источников, МИГ-15 удалось выжить. Это был первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. Несмотря на кажущийся успех, этот бой показал, что МиГи довольно маневренные и представляют серьезную опасность для F-80C. Американцам пришлось перебрасывать из-за океана «Сейбры».

F-80

Воздушный бой над Баня-Лукой

Воздушный бой над Баня-Лукой произошел 28 февраля 1994 года между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской. Это был единственный известный воздушный бой в ходе Боснийской войны, а также первый случай участия в боевых действиях в истории НАТО.

С апреля 1993 года НАТО проводила над Боснией операцию «Deny Flight», направленную на пресечение полётов боевой авиации враждующих сторон согласно резолюции Совета Безопасности ООН. Утром 28 февраля 1994 года самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 засёк в районе Баня-Луки неопознанные летательные аппараты. На перехват были отправлены два американских истребителя F-16 (526-я тактическая истребительная эскадрилья «Black Knights»). Неопознанные самолёты оказались шестью штурмовиками J-21 «Ястреб» боснийских сербов, атаковавшими военный завод в Нови-Травнике. Штурмовики проигнорировали сделанное с E-3 двукратное предупреждение о необходимости покинуть запретную для полётов зону. Они продолжали выполнять боевое задание и сбросили бомбы на свою цель. После этого американские истребители атаковали их ракетами «воздух-воздух». У штурмовиков не было противовоздушного оружия, а малая скорость не позволяла уйти от сверзвуковых истребителей, поэтому все шесть «ястребов» стали лёгкой целью для F-16. Капитан Роберт Райт последовательно сбил три штурмовика. Затем пара F-16 прекратила преследование и взяла курс на авиабазу Авиано (Италия) по причине израсходования основной части топлива. Им на смену пришла другая пара F-16, которой удалось сбить ещё один штурмовик.

F-16 Фото: Wikimedia Commons

Воздушный бой над Мерклином

Воздушный бой над Мерклином — инцидент, случившийся 10 марта 1953 над деревней Мерклин, расположенной в Пльзеньском крае ЧССР. Два американских самолёта F-84E Thunderjet незаконно вторглись в воздушное пространство Чехословакии, и на перехват нарушителей были по тревоге подняты два чехословацких истребителя МиГ-15. Один американский самолёт был сбит в результате стычки, а его пилот катапультировался.

Этот инцидент стал первым вооружённым столкновением между силами американского и советского военных блоков в Европе со времён завершения Второй мировой войны, однако не привёл к полномасштабному военному конфликту.

Самолёт США упал за пределами территории Чехословакии, что привело к грандиозному скандалу. Американская сторона отрицала факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляла, что чехословаки спровоцировали американцев, вторгнувшись в американскую оккупационную зону и открыв огонь первыми. По заявлению американцев, пилотами ВВС Чехословакии якобы не подавались никакие сигналы, которые должен передавать перехватчик нарушителю согласно установленным международным нормам. Более того, США потребовали денежную компенсацию за сбитый самолёт. Представители Чехословакии отвергли все обвинения.

F-84

МиГ-15

Воздушный бой над Офирой

Этот воздушный бой произошел 6 октября 1973 года в ходе Войны Судного дня. 2 самолёта F-4 Phantom II Армии обороны Израиля разгромили превосходящее их в численности звено самолётов Египта, состоящее из 28 самолётов МиГ-17 и МиГ-21. К концу короткого шестиминутного боя 7 МиГов были подтверждённо сбиты. Остальные МиГи и израильские поднявшиеся на подмогу «Фантомы» возвратились на свои аэродромы. Бой проходил на очень малых высотах и в очень сложных условиях. Бой длился около 6 минут и закончился до прибытия четырёх израильских самолетов «Мираж», присланных командованием на помощь.

МиГ-17 Фото: Wikipedia

F-4

Инцидент в заливе Сидра (1981)

Этот воздушный бой произошел между истребителями ВМС США и ВВС Ливии в 1981 году. В 1973 году ливийский лидер Муаммар Каддафи в одностороннем порядке провозгласил так называемую «линию смерти», объявив залив Сидра (Большой Сирт) ливийскими территориальными водами. США оспаривали этот факт. С 1980 года американо-ливийские отношения приобрели напряжённый характер. В августе 1981 года две авианосные группировки ВМС США демонстративно пересекли «линию смерти» и начали проводить учения в заливе.

18 августа, с самого начала учений ливийские самолёты стали выполнять регулярные облеты американских кораблей, однако постоянно перехватывались истребителями и выдворялись за пределы района учений. Утром 19 августа очередной облёт выполняла пара истребителей-бомбардировщиков Су-22. На перехват были отправлены два F-14 «Томкэт». Обе пары сближались на встречных курсах. В этот момент один из Су-22 неожиданно выпустил ракету «воздух-воздух». В ответ оба F-14 заняли удобные позиции для стрельбы и атаковали ливийцев ракетами AIM-9, в результате чего оба Су-22 были сбиты. Их пилоты катапультировались, и, по сообщению американских источников, были спасены ливийскими катерами.

Су-22 Фото: Wikipedia

F-14.

Су-27 против МиГ-29

После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. 16 мая пара эритрейских МиГ-29 появилась в воздушном пространстве над Баренту, но была перехвачена дежурившими здесь Су-27 эфиопов. В результате скоротечного боя один МиГ был сбит; второй в ходе преследования получил повреждения от попадания ракеты Р-27, но сумел произвести аварийную посадку в аэропорту Асмэры и, по некоторым данным, был впоследствии списан.

Автор

Андрей Матвеев

25 000 просмотров

9 ноября 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

14 комментариев к материалу.

Алексей Довгань 9 ноября 2013, 17:37

Очень интересно! Особенно понравилось полное и подробное описание боев над Кореей и Вьетнамом. )) А также бои над территорией СССР, где были сбиты, в свое время немало самолетов США.
Радует объективность автора и его удачный выбор отдельных боев. ))

Виктор Савицкий 9 ноября 2013, 19:18

Да, скрыть сведения о гибели реактивных самолетов США в небе над Вьетнамом неплохой ход для того, чтобы ввести в заблуждение читателей о количестве и характере потерь США за время холодной войны. Правда и с НАТО не все так гладко было.

Юрий долгорукий 9 ноября 2013, 19:34

Мне кажется всё написано однобоко ! Не описаны воздушные бои в Сербии в 99году! Описаны победы американцев в боях с устаревшей техникой СССР которая была на вооружении у арабов ! Все знают что даже самое современное оружие в руках арабов превращается в АК-47 ! Не написано как наши лётчики гоняли амерекосов в КОРЕИ . ВЬЕТНАМЕ !!!

Рябов Александр 10 ноября 2013, 01:20

Да!!! Автор откровенно радует своей объективностью))) Случайно забыв о ужасающей для США аллее мигов в корейском конфликте))) очень смешно выходит для тех, кто знает на самом деле, что там происходило...

Евгений - 10 ноября 2013, 10:24

 Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю (Война в Корее). Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска. В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой нагрузки. Её оборонительное вооружение включало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Евгений - 10 ноября 2013, 10:24


 B-29 действовали под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие ещё около пятидесяти самолётов.
  На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб. Бой проходил на высоте 7-8 тыс. метров в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29 не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов — десять B-29 и четыре Сейбра. До цели долетели только три B-29 и мост не разрушили.
 Среди наших самолетов два получили незначительные повреждения и самостоятельно вернулись на аэродром.

СВ И 10 ноября 2013, 19:59

Статья ни о чем. Автор тенденциозно описал несколько стычек, но не воздушных боев. Вот так и пытаются переписать историю
Тогда напомню автору, что пиндосы, на "сейбрах" несли такие потери во Вьетнаме, что были вынуждены отказаться от боевых вылетов. Супербомбардировщик В-52 был сбит на МиГ-17, который не имел ракетного вооружения. Ну тд....

men29 Иванов 10 ноября 2013, 21:16

Хотелось бы увидеть продолжение, 6, 7 и т.д., сражения реактивных самолётов.

Евгений - 11 ноября 2013, 19:26

…Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25 разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т.

Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разрежённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться.

Евгений - 11 ноября 2013, 19:26

Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку. В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”. В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменшивший мидель МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте.

В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою миссию до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500литровые объемно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города. МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы).

Евгений - 11 ноября 2013, 19:27

Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30км высоты, она не могла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30°.

А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” радиотени “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме. Правда, набрав М3,2 на форсаже пилот “безнадёжно сжёг собственные двигатели, после чего, перехватчик был направлен морем в СССР на ремонт”.

http://skyfireavia.narod.ru/pl...

Евгений - 11 ноября 2013, 19:29

Продолжаем помогать авторам статьи

Евгений - 11 ноября 2013, 19:30

Один МиГ над Тель-Авивом

13 октября 1973 года заместитель командира полка истребительной авиации майор Вертиевец нёс боевое дежурство на командном пункте военного аэродрома «Владимировка» в Волгоградской области. В 6 часов 15 минут нарочный из штаба Волжского военного округа вручил майору пакет с пометкой «Секретно. Вскрыть немедленно!»

Через 15 минут Вертиевец в сопровождении нарочного и бригады техников вошёл в ангар, где находились особо охраняемые новые боевые машины. Как только майор забрался в кабину, нарочный подал ему второй пакет с грифом высшей секретности: «Особой важности. По прочтении уничтожить!»

…В 8 часов 12 минут по малоазиатскому времени на экране локатора командного пункта противовоздушной обороны (КП ПВО) Тель-Авива появляется светящаяся точка. Автоматически включаются и надрывно воют сирены. Быстро перемещаясь из северо-восточного в юго-западный сектор, точка приближается к воздушным границам города, и дежурный офицер высылает на перехват нарушителя звено сверхзвуковых истребителей мираж.

Из динамика доносится голос командира звена, он приказывает нарушителю совершить посадку. В ответ тишина. Дважды требование звучит по-арабски. И вновь молчание. Командир переходит на английский. Никакого эффекта…

…Дежурный офицер КП ПВО наблюдает, как на экране локатора три миража двигаются параллельным с нарушителем курсом. Но почему они не поднимутся выше?!
Действительно, миражи находятся несколькими «этажами» ниже траектории полёта самолёта-нарушителя, но почему?! Почему, наконец, дистанция между тройкой и преследуемым увеличивается с каждой секундой?!
Не значит ли это, что лётные характеристики у нарушителя значительно лучше, чем у миража?!

«Чёрт! — вопит командир звена, — нам не достать его. Он на 6 тысяч футов выше… Да и движется он в два раза быстрее!»

Евгений - 11 ноября 2013, 19:31

Вслед за этим на экране появляются белые полосы: миражи стреляют хоками — ракетами класса «воздух-воздух». Но что это?! Ракеты исчезают в голубой бездне небосклона так и не поразив цель, а она с немыслимой скоростью удаляется на высоте 69 тысяч футов.
Нет! Возвращается вновь! Делает один-два-три… Шесть!
Шесть кругов над городом — фантастика! И ведь не боится быть сбитым!

Дежурный офицер высылает на помощь миражам звено фантомов. Задача одна: сбить нарушителя. Увы! Ни фантомы, ни их ракеты не могут добраться до… До чего?!
Как назвать нечто, движущееся с запредельной скоростью на невероятной высоте?! Да и не самолёт это вовсе…

Добавить комментарий

Новое на сайте