Одиннадцать самых известных экспериментальных вертолетов

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: РИА Новости

12 ноября 1947 года отправился в свой первый полет экспериментальный вертолет Ка-8. Это был первый вертолет, разработанный конструктором Николаем Камовым. Машина отличалась весьма простой конструкцией из стальных труб, закрепленных на надувных баллонах. Кресло пилота было открытым. Схема, при которой двигатель приводил в противоположное движение два соосных винта, освобождала вертолет от ряда сложностей. Всего было построено три Ка-8.

SmartNews расскажет об 11 экспериментальных вертолетах.

Ка-8

Ка-8 — первый вертолет Н.И. Камова. Ка-8 впервые поднялся в воздух 12 ноября 1947 года, представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах, и с открытым креслом для летчика. Двигатель мощностью 20 кВт (27 л.с.) вращал в противоположных направлениях два соосных винта. Эта схема позволила освободить аппарат от сложностей, которые были связаны с компенсацией реактивного вращающего момента с помощью хвостового винта. Всего построено три экземпляра.

Curtiss-Wright VZ-7

В 1958 году в интересах армии США фирмой Curtiss-Wright был разработан летательный аппарат вертикального взлета и посадки VZ-7. Своим устройством и внешним видом машина мало походила на обычные вертолеты того времени. Даже в общей терминологии аппарат тогда именовали как «летающий джип». К несущей раме были прилажены турбовинтовой двигатель, несущие винты, топливный бак, кресло пилота и вся система управления. После испытаний вертолет получил характеристику хорошо управляемого и простого в работе аппарата. Но этого оказалось недостаточно, и проект закрыли.

Фото: Wikimedia Commons

RUMAS-A245

В начале 2007 года конструкторы из США, Швейцарии, Франции, Чехии, Австралии и с Украины совместно с конструкторским бюро Маслова приступили к разработке необычного вертолета. Изюминкой машины стала совершенно особенная система спасения. Так, если возникнет какая-либо аварийная ситуация, система произведет отстреливание пятиместной кабины с людьми, а не лопастей вертолета, как происходит в обычных аппаратах. Кабина с экипажем и пассажирами при этой «эвакуации», предположительно, отлетит на некоторое расстояние от остальной конструкции вертолета, а затем благополучно спустится к земле на парашюте.

Vought-Sikorsky 300

В сентябре 1939 года вертолет, который произвела на свет фирма конструктора Игоря Сикорского, взмыл в небо. Тогда VS-300 летел на привязи и лишь немного возвышался над поверхностью земли. К 1940 году вертолет переделали и он уже мог держаться в воздухе самостоятельно. За последующие три года VS-300 перенес 18 крупных изменений в своем строении и несколько серьезных ремонтов, возникших в результате аварий. В итоге в 1943 году вертолет перекочевал в музей Института Эдисона. Стоит отметить, что работа Сикорского была высоко оценена руководством американских ВВС. Позже США даже выделили средства на разработку более усовершенствованной машины VS-316. 

Фото: Wikimedia Commons

Pescara 2F

Один из первых вертолетов соосной схемы был построен аргентинским инженером Раулем Патерасом Пескарой в 1923 году. Машина была оснащена четырьмя винтами. Особый внешний вид вертолету придавали пары винтов, которые были соединены между собой по тому же принципу, что и в бипланах. На этом аппарате Пескара установил первый вертолетный рекорд, признанный Международной авиационной федерацией: за 4,11 минуты он пролетел расстояние в 736 м. При этом расстояние от поверхности земли до вертолета составило 1,8 м.

Фото: Wikimedia Commons

Ка-56

В 1971 году коллективу ОКБ Камова было дано задание разработать сверхлегкий одноместный вертолет. Машина должна была быть складной и влезать по габаритам в транспортировочный цилиндрический контейнер диаметром 500 мм. Вертолет должен был быть настолько легок и прост в обращении, чтобы его мог привести в боевую готовность даже один человек, причем не более чем за 15 минут. Конструкторы разработали модель Ка-56 и даже построили полномасштабный макет летательного аппарата, но дальше этого дело не зашло. Всему виной стала недоведенность роторно-парашютного двигателя, которым в обязательном порядке необходимо было оснастить вертолет.

Ка-22

Винтокрыл поперечной схемы Ка-22 был построен в Советском Союзе в 1960 году. Конструктором был Николай Камов. Вертолет обладал двумя несущими винтами, парой турбовинтовых двигателей и полетной массой в 37 тонн. По результатам ряда испытаний было выявлено, что Ка-22 — слишком сложная в управлении машина. Так, в 1964 году во время испытаний один из выпущенных вертолетов Ка-22 потерпел крушение. Аппарат после неконтролируемого поворота направо перешел в крутое пике. Пилот и техник того вертолета погибли. Проект закрыли, и в серийное производство вертолет не пошел. 

Видео

Винтокрыл Ка-22

Видео: DennisTube5301236

В-12

Проектирование вертолета В-12, более известного как Ми-12, началось в 1963 году. Вертолет побил все рекорды и стал самым тяжелым и грузоподъемным в мире. Еще большую особенность В-12 придавали винты, расположенные по бокам на крыльях обратного сужения, и двигатели Д-25ВФ. Вертолет такой огромной грузоподъемности разрабатывался для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет. Но пока машину конструировали, необходимость в ней отпала. Вооруженные силы тогда уже успели начать пользоваться Ми-6 и Ми-8, более легкими вертолетами, которые их вполне устраивали. Работа над В-12 прекратилась, а два опытных вертолета, которые уже были построены, отошли музею ВВС в Монино и на вечную стоянку в Панки.

Hiller VZ-1 Pawnee

VZ-1 можно назвать скорее летательным аппаратом или летающей платформой, нежели вертолетом. Пилот этой машины действительно находится на некоей платформе, причем стоя. Сама же платформа оснащалась двумя соосными винтами, которые были заключены в дюралюминивое кольцо-кожух. Машина приводилась в действие благодаря двум двигателям воздушного охлаждения Nelson H-56. Пилот руководил полетом как через пульт управления, так и меняя положение собственного тела. Программу по разработке VZ-1 закрыли в 1963 году. Всего было построено шесть машин.

Видео

Hiller VZ-1 Pawnee

Видео: Alberto Roura Martínez

Dornier Do 32

В середине 1962 года совершил свой первый полет экспериментальный вертолет Do 32. В то время была популярна идея использования реактивного привода несущего винта, к которой и обратились разработчики компании Dornier. Делался вертолет для ФРГ по заказу военного ведомства. В целях упрощения конструкции аппарата инженеры сделали компрессорную схему привода, а в качестве силовой установки служила газовая турбина. Помимо этого, отличительным моментом вертолета можно назвать открытое кресло, в котором располагался пилот. Для испытаний Dornier построила три прототипа вертолета, но все они плохо показали себя и потерпели аварии во время теста. После этих неудач программу по разработке Do 32 закрыли.

Focke-Wulf Fw 61

Fw 61 был разработан знаменитым конструктором компании Focke-Wulf Генрихом Фокке. Первый раз вертолет воспарил над землей 26 июня 1936 года. За период существования проекта было построено всего два вертолета. Летали машины на звездообразных двигателях Bramo Sh.14A, которые помещались в нос фюзеляжа и с помощью приводов заставляли двигаться два трехлопастных винта. Через год Фокке ушел из Focke-Wulf и вместе с одним летчиком организовал новую компанию Focke-Achgelis. Тогда вертолет был переименован в Fa 61.

Реплика самолета на Берлинском авиасалоне. Фото: Wikimedia Commons

Прислал
Алексей Пухлов

Очень интересная статья.Браво автор!!! Рассмотрены редкие,малоизвестные образцы вертолетов,очень познавательно!!!

Автор

Лия Пруткова

Над статьей работал

Алексей Пухлов

Новое на сайте