20 ноября 1935 года лётчик-испытатель Петр Стефановский в рамках проекта «Звено» впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями. В данном случае ТБ-3 использовался как воздушный авианосец. Для выполнения столь сложной задачи, как транспортировка истребителей, требовалась довольно мощная большая машина. Эту задачу ТБ-3 выполнил успешно. Это был один из самых тяжелых бомбардировщиков того времени. Несмотря на устаревшую конструкцию, он использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой войны. Мы решили рассказать о пяти самых тяжелых бомбардировщиках.
Проект «Звено» — авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Истребители крепились на крыле и фюзеляже — а также под ними. Для этого на носителе крепились специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления, управляемые от лётчиков. Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь.
ТБ-3
Первый полет ТБ-3 совершил в 1930 году. Работа над проектом самолета велась в ЦАГИ. Всего было произведено 818 экземпляров. Масса пустого самолета составляла 11 т. Максимальная взлётная масса бомбардировщика — 19,5 т. ТБ-3 морально устарел уже к середине 30-х гг, но продолжал применяться даже во время Второй мировой войны. ТБ-3 использовался не только для транспортирования истребителей И-16, но и танкеток Т-27. Длительное время ТБ-3 использовался как грузовой и десантный самолёт, способный взять на борт до 35 солдат. В первые пять месяцев Великой отечественной войны самолеты ТБ-3 перевезли 2797 тонн груза и 2300 человек.
Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 считается самым тяжёлым боевым самолётом в мире. Масса пустого самолета составляет 110 т. Максимальная взлетная масса — 275 т. Этот самолет также является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом. Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». В 2010 году был установлен рекорд полёта на максимальную дальность двумя стратегическими бомбардировщиками Ту-160. Продолжительность полёта составила 24 часа 24 минуты, при этом дальность полёта составила 18 тыс. километров. Модернизированные Ту-160 эксплуатируются до настоящего времени.
Фото: testpilot.ru
Convair B-36
Межконтинентальный бомбардировщик Convair B-36 — самый большой по размаху крыла (70,1 м) боевой самолёт за всю историю авиации. Какое-то время он был самым тяжелым бомбардировщиком. Первый полет самолет совершил в 1946 году. Он разрабатывался для бомбардировки Германии с территории США в случае падения Англии. К началу Холодной войны B-36 стал основой стратегических ядерных сил США. С появлением B-52 устарел. Масса пустого самолета составляла 77,6 т. Максимальная взлётная масса — 190 т.
Фото: desura.com
Ту-95
Ту-95 — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Этот бомбардировщик совершил первый полет в 1952 году. До сих пор находится на службе. В июле 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов. Бомбардировщики за 43 часа пролетели около 30 тыс. километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе. Масса модификации Ту-95МС составляет без груза 98,5 т. Максимальная взлётная масса — до 185 т.
Фото: Maxim Maksimov/Wikipedia
Boeing B-52 Stratofortress
Американский тяжёлый межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец совершил свой первый полет в 1952 году. Он должен был в случае необходимости доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР. B-52, наряду с Ту-95, является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. До сих пор находится на службе. Масса пустого самолета составляет 83 т, максимальная взлётная масса — 229 т.
Очень интересная тема и очень интересная статья.Радует,что отечественные машины в ней представлены в соотношении 3 из 5!!! Это правильно!!! Хотелось бы,нисколько не обижая,а стремясь дополнить автора,поделиться несколькими фактами.ТБ-3 в начале войны действительно понесли потери,но не настолько большие,как об этом принято утверждать.Дело в том,что зенитчики люфтваффе не имели таблиц стрельбы (по высотам и по скоростям) по таким малоскоростным самолетам,как ТБ-3,а во-вторых он имел достаточно мощное оборонительное вооружение из 8-ми пулеметов,что требовало от истребителей люфтваффе определенных затрат и усилий,и в-третьих это был очень надежный и живучий самолет,созданный гениальным Андреем Туполевым. В системе «Звено» он мог таскать не только «Ишачки»,но и как представлено на фото:«И-5»,«И-Z»,«И-4». А вот,кстати,на титульном фото представлен самолет Р-6 (АНТ-7). И,на мой взгляд, в рамках этой статьи можно было упомянуть о двух «Летающих крепостях»-B-17 и нашем ПЕ-8(АНТ-42),который ни в чем не уступал американцу,(разве что в тираже)страдая от недоведенных до ума движков.Большое спасибо автору!!!
1 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе