Самые глубокомысленные стихи Омара Хайяма

43
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Blanche Cumming

4 декабря 1131 года скончался Омар Хайям, знаменитый персидский поэт, автор философских четверостиший, которые называют рубаи, философ, математик, астроном, астролог. 

Современники обращались к нему «Величайший из мудрых!», а также «Мудрейший из великих!». Но и в XXI веке строчками Хайяма обмениваются люди во всех уголках планеты, потому что заложенная в них философская глубина не теряет актуальности. Посмотрим, о чем были написаны самые глубокомысленные стихи Омара Хайяма.

«Пил вино, пью вино и, наверное, буду»

Основная идея Хайяма — утверждение за каждым живущим на земле права на радость бытия. Каждая человеческая жизнь — это ценность, рожденный должен получить свою меру счастья, говорит поэт. И не в виде туманных перспектив вечного загробного блаженства, не в мистической нирване постижения божественной истины, а по-земному, сей день, в усладах здорового физического естества и увеселении духа.

Нежным женским лицом и зеленой травой

Буду я наслаждаться, покуда живой.

Пил вино, пью вино и, наверное, буду

Пить вино до минуты своей роковой!

Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб

Предыдущий стих уже перевел нас к лейтмотиву гедонической поэзии Хайяма — вину. Это сложный и многомерный образ, вино помогает отстраниться от печалей и забот, а легкое опьянение у поэта прославляется как особое состояние просветленности разума:

Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб,

Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.

Есть мгновенье меж трезвостью и опьяненьем.

Это — высшая правда, и я — ее раб!

Образ вина — это олицетворение всех простых и доступных земных утех. У Хайяма это целая философская система. В условиях господства мусульманской догматики, которая призывала к ограничению человеческих потребностей, воздержанию от мирских благ, Хайям выступал с прямым вызовом к религиозной морали.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look/DanitaDelimont.com

Стихи о рае на земле

Гедонизм Хайяма приводит к откровенному издевательству над основными положениями мусульманского вероучения. В стихах о соблюдении поста в течение «священного месяца» Рамазана Хайям обещает так напиться в конце Шабана — предшествующего Рамазану месяца, чтобы беспробудно проспать весь Рамазан.

Особое внимание обращает на себя насмешка поэта над мусульманским учением о рае. Он не видит логики в нем: праведники за отказ от земных чувственных удовольствий получат в награду услады Эдема с его зелеными кущами, дивным источником, девами-гуриями, песнопениями и сладким питием и т. д. Так почему бы не порадоваться всему этому на земле? 

Нам с гуриями рай сулят на свете том

И чаши, полные пурпуровым вином.

Красавиц и вина бежать на свете этом

Разумно ль, если к ним мы все равно придем?

“Лови мгновение!”

Во многих четверостишиях Хайяма появляется призыв к наслаждению текущим моментом:

Жизнь — мираж. Тем не менее — радостным будь.

В страсти и в опьянении — радостным будь.

Ты мгновение жил — и тебя уже нету.

Но хотя бы мгновение — радостным будь!

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Zlatko Krastev

«Человек, словно в зеркале мир, многолик»

Центральная фигура философской системы Хайяма — человек мыслящий, чуждый любым иллюзиям и все же умеющий радоваться жизни. Это человек земной, противоречивый и сложный.

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Видео


Прислал
Павел Сницарь

Да, глубоко и хлёстко, особенно учитывая как давно и в какие времена это сказано!

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Андрей Матвеев, Павел Сницарь, Наталья Гребнева

10 000 просмотров

5 декабря 2013
10 000 просмотров

2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Николай Прокофьев 4 декабря 2013, 19:48

Стихи прекрасны у Хайяма! Но они прочтены в современном понимании, даже голос пропитый...

Voldemar V 5 декабря 2013, 09:50

Забыли написть главное (для нашего времени и места)

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Омар Хайям

Добавить комментарий

Новое на сайте