4 декабря 1131 года скончался Омар Хайям, знаменитый персидский поэт, автор философских четверостиший, которые называют рубаи, философ, математик, астроном, астролог.
Современники обращались к нему «Величайший из мудрых!», а также «Мудрейший из великих!». Но и в XXI веке строчками Хайяма обмениваются люди во всех уголках планеты, потому что заложенная в них философская глубина не теряет актуальности. Посмотрим, о чем были написаны самые глубокомысленные стихи Омара Хайяма.
«Пил вино, пью вино и, наверное, буду»
Основная идея Хайяма — утверждение за каждым живущим на земле права на радость бытия. Каждая человеческая жизнь — это ценность, рожденный должен получить свою меру счастья, говорит поэт. И не в виде туманных перспектив вечного загробного блаженства, не в мистической нирване постижения божественной истины, а по-земному, сей день, в усладах здорового физического естества и увеселении духа.
Нежным женским лицом и зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда живой.
Пил вино, пью вино и, наверное, буду
Пить вино до минуты своей роковой!
Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб
Предыдущий стих уже перевел нас к лейтмотиву гедонической поэзии Хайяма — вину. Это сложный и многомерный образ, вино помогает отстраниться от печалей и забот, а легкое опьянение у поэта прославляется как особое состояние просветленности разума:
Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб,
Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.
Есть мгновенье меж трезвостью и опьяненьем.
Это — высшая правда, и я — ее раб!
Образ вина — это олицетворение всех простых и доступных земных утех. У Хайяма это целая философская система. В условиях господства мусульманской догматики, которая призывала к ограничению человеческих потребностей, воздержанию от мирских благ, Хайям выступал с прямым вызовом к религиозной морали.
Стихи о рае на земле
Гедонизм Хайяма приводит к откровенному издевательству над основными положениями мусульманского вероучения. В стихах о соблюдении поста в течение «священного месяца» Рамазана Хайям обещает так напиться в конце Шабана — предшествующего Рамазану месяца, чтобы беспробудно проспать весь Рамазан.
Особое внимание обращает на себя насмешка поэта над мусульманским учением о рае. Он не видит логики в нем: праведники за отказ от земных чувственных удовольствий получат в награду услады Эдема с его зелеными кущами, дивным источником, девами-гуриями, песнопениями и сладким питием и т. д. Так почему бы не порадоваться всему этому на земле?
Нам с гуриями рай сулят на свете том
И чаши, полные пурпуровым вином.
Красавиц и вина бежать на свете этом
Разумно ль, если к ним мы все равно придем?
Лови мгновение!
Во многих четверостишиях Хайяма появляется призыв к наслаждению текущим моментом:
Жизнь — мираж. Тем не менее — радостным будь.
В страсти и в опьянении — радостным будь.
Ты мгновение жил — и тебя уже нету.
Но хотя бы мгновение — радостным будь!
«Человек, словно в зеркале мир, многолик»
Центральная фигура философской системы Хайяма — человек мыслящий, чуждый любым иллюзиям и все же умеющий радоваться жизни. Это человек земной, противоречивый и сложный.
Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Видео
Да, глубоко и хлёстко, особенно учитывая как давно и в какие времена это сказано!
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе