4 декабря 1965 года состоялась первая встреча истребителей МиГ-21 и «Сейбра» американского производства. Произошло это в первый день Третьей индо-пакистанской войны. Бой между двумя истребителями завершился в пользу МиГ-21. Служба этого истребителя в ВВС Индии стала одной из самых удачных страниц боевого применения этого самолета. Приобретение Индией истребителей МиГ-21 открыло новую эпоху для ВВС этой страны. Это был первый боевой самолёт незападного происхождения в арсенале Индии.
МиГ-21 является самым распространённым сверхзвуковым боевым самолётом в мире. Несмотря на то, что истребитель эксплуатируется на протяжении более 50 лет, он до сих находится на вооружении нескольких стран. МиГ-21 участвовал во многих боях. Мы выбрали несколько самых успешных применений этого истребителя.
Видео
Первый пакистанский «Сейбр»
4 декабря 1965 года индийский МиГ-21 сбил первый пакистанский истребитель «Сейбр». Индийский пилот ракетами сумел повредить самолет противника. Это произошло в первый день военных действий между Индией и Пакистаном. О судьбе пакистанского пилота ничего неизвестно. В этот же день на пакистанском аэродроме индийскими МиГ-21 был уничтожен самолет DHC-3.
Для Индии была выпущена модификация МиГ-21ФЛ. В этом самолете было упрощено радиоэлектронное оборудование. Вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Самолет поставлялся в разобранном виде.
Против B-52
В конце 1972 года во время операции «Лэйнбейкер-2» МиГ-21 сбил бомбардировщик B-52. Вооруженное столкновение сверхзвукового истребителя со стратегическим бомбардировщиком — случай уникальный. Он произошел во Вьетнаме. Больше в других локальных войнах он не повторялся.
В конце декабря 1972 года на перехват В-52 был поднят истребитель МиГ-21. На высоте 6 тыс. м истребитель обнаружил летевший бомбардировщик с включенными аэронавигационными огнями. МиГ-21, не теряя световой ориентир из виду, начал расчетный маневр с креном 35…40° на скорости 1200 км/ч, прицел РП-21 на излучение не включал. Маневр закончил на высоте 10 тыс. м сзади цели, сопровождаемой визуально, на дальности 2500 м перешел на сближение при скорости 1300 км/ч, после чего произвел грубую наводку по визиру (коллиматорному прицелу), захватил цель и произвел пуск двух ракет. Обе ракеты попали в В-52. Выйдя из атаки полупереворотом, МиГ-21 занял высоту 3 тыс. м. Долетев до аэродрома, истребитель совершил благополучную посадку.
Против патрульного катера
Особого внимания заслуживает инцидент, в котором участвовали кубинские МиГ-21 и патрульный катер HMBS «Flamingo» Багамской береговой охраны. Случай также редкий. Он произошел 10 мая 1980 года в районе острова Рэггид-Айленд. Патрульный катер пытался задержать кубинские рыболовные суда Ferrocem 165 и Ferrocem 54. После длительной погони катер открыл стрельбу. Экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна. Кубинские моряки успели сообщить об обстреле своим властям. На помощь вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. МиГи пошли в атаку и уничтожили патрульный катер, убив четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда.
Таран на МиГ-21
28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват самолёта-нарушителя, вторгшегося в советское воздушное пространство в районе Муганской долины (Азербайджан). Это оказался иранский F-4 «Фантом» II. Иранский самолёт осуществлял разведывательное задание в рамках американско-иранской программы Project Dark Gene.
Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолете. Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней. МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, пилот погиб. Осталась не ясна причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку. Возможно, произошёл отказ пушечного вооружения.
Против F-4
Самолеты МиГ-21 принимали активное участие в вооруженном конфликте между Египтом и Израилем. В ответ на просьбу Египта о помощи Кремль направил в страну значительные силы ВВС и ПВО, включая 35-ю отдельную истребительно-разведывательную эскадрилью. С 1 февраля 1970 г. они приступили к боевому дежурству. Самолеты несли египетские опознавательные знаки, а летчикам категорически запрещалось залетать в израильское воздушное пространство. Долгое время летчики с той и другой стороны уклонялись от боя. Но он все же произошел. 13 апреля 1970 года звено Завгороднего было поднято с авиабазы Бени-Суэйф на перехват пары F-4, завершавшей разведку над побережьем Красного моря. Благодаря удачному наведению с земли, летчики МиГов, не включая бортовых РЛС. Незаметно вышли снизу в заднюю полусферу «Фантомов». Ведущая пара с дистанции 800 м «осуществила пуск четырех управляемых ракет Р-ЗС. Первые два взрыва поразили ведомый F-4, который сразу опрокинулся и, теряя фрагменты обшивки, начал падать». Другой «Фантом» получил повреждения осколками одной ракеты и затем был добит из пушек.
Видео
«Осталась не ясна причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку.»
\
Все было просто. В тот день руководителем полетов заступил недавно вернувшийся из отпуска офицер. И он просто не знал, что на дежурство заступили самолеты с пушками! И после промаха ракетами, а граница была уже недалеко, отдал приказ: «Таранить!».
1 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе