Самые большие подводные лодки в России

120
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Фото: Wikimedia Commons

12 декабря 1981 года была введена в строй самая большая в мире подводная лодка, созданная в СССР, ТК-208 проекта «Акула». Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки — за пять лет. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых больших подводных лодках в России.

Подводная лодка «Акула»

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки. Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведен новый цех — самый большой крытый эллинг в мире. Особенностью конструкции лодки является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трех отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора с тепловой мощностью по 190 МВт каждый и мощностью на валу — два раза по 50 тыс. л. с. На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стесненных условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Экипаж размещен в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 метра и глубиной 2 метра, заполняемый пресной или соленой забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, живой уголок. Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов.

Надводная скорость составляет 12 узлов, подводная — 25 узлов. Может погружаться на глубину 400 метров при предельной глубине погружения 500 метров. Экипаж, состоящий из 160 человек, может провести на подлодке в автономном плавании 180 суток.

Видео


Подводная лодка «Кальмар»

Подводные лодки проекта «Кальмар» — серия советских атомных подводных лодок, оснащенных 16 межконтинентальными жидкостными ракетами. Проект относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Легкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. Главная энергетическая установка проекта включает два водо-водяных реактора, две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата и развивает суммарную мощность на валы в 40 тыс. л. с. Надводная скорость составляет 15 узлов, подводная — 24 узла. Может погружаться на глубину 320 метров. Экипаж, состоящий из 130 человек, может провести на подлодке в автономном плавании 90 суток.

Подводная лодка «Мурена-М»

Подводные лодки проекта «Мурена-М» — серия советских атомных подводных лодок оснащенных 16 баллистическими ракетами на борту. Проект является дальнейшим развитием проекта «Мурена». Основное отличие — на новой подводной лодке размещено 16 ракет вместо 12. Для размещения дополнительных ракет в корпус была добавлена дополнительная секция длиной 16 метров, при этом остальные элементы конструкции корабля остались неизменными. Помимо этого, были усовершенствованы некоторые системы подводной лодки: паротурбинная установка помещена на вибропоглощающий фундамент для снижения шумности, изменена конструкция носовых рулей для улучшения условий плавания во льдах, применена новая боевая информационно-управляющая система «Алмаз», повышена мощность главной энергетической установки с 52 до 55 тыс. л. с. Надводная скорость составляет 15 узлов, подводная — 24 узла. Может погружаться на глубину 390 метров при предельной глубине погружения 450 метров. Экипаж, состоящий из 135 человек, может провести на подлодке в автономном плавании 70 суток.

Мурена-М
Фото: Wikimedia Commons

Подводная лодка «Борей»

Подводные лодки проекта «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». По состоянию на 29 октября 2013 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошел в состав Северного флота, второй корабль — «Александр Невский» — завершил морскую часть государственных испытаний, третий корабль — «Владимир Мономах» — проходит заводские испытания, четвертый корабль — «Князь Владимир» — находится в постройке. На лодке установлен водо-водяной реактор. Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка мощностью около 50 тыс. л. с. Для улучшения маневренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями мощностью по 410 л. с. каждый. Надводная скорость составляет 15 узлов, подводная — 29 узлов. Может погружаться на глубину 400 метров при предельной глубине погружения 480 метров. Экипаж, состоящий из 107 человек, может провести на подлодке в автономном плавании 90 суток.

Видео


Подводная лодка «Дельфин»

Подводные лодки проекта «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооруженных баллистическими ракетами Р-29РМ и впоследствии перевооруженных ракетами «Синева». Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части. По сравнению с лодками проекта «Кальмар» «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр легкого корпуса в районе 1–3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом. Надводная скорость составляет 14 узлов, подводная — 24 узла. Может погружаться на глубину 400 метров при предельной глубине погружения 650 метров. Экипаж, состоящий из 140 человек, может провести на подлодке в автономном плавании 90 суток.

К-18 «Карелия»
Фото: Wikimedia Commons

Видео

Видео: MegaOziozi

Прислал
анатолий кульбацкий

Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Подводные лодки всех типов, это грозное оружие, одно из главных в ядерной триаде обороны страны, что в свою очередь требует постоянного совершенствования.

Прислал
Юрий Форш

Выходящая на боевое дежурство лодка, сопровождается лодкой прикрытия, которая является ложной целью для противника. Задача такой лодки максимально отвлечь внимание противника от лодки, выходящей на боевое дежурство. Задача основной лодки, как можно быстрее оторваться от лодки наблюдения вероятного противника. Эти игры в догонялки зачастую заканчиваются очень неприятными инцидентами. Тот кто не смог оторваться от противника или тот кто не смог сопровождать цель (противник) получают плохие оценки за «поведение» со стороны своего командования.

Автор

Артем Кузнецов

Над статьей работали

анатолий кульбацкий, Юрий Форш

25 000 просмотров

13 декабря 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

анатолий кульбацкий 13 декабря 2013, 04:44, Изменено: 13 декабря 2013, 12:32

Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.
Подводные лодки всех типов, это грозное оружие, одно из главных в ядерной триаде обороны страны, что в свою очередь требует постоянного совершенствования.

Андрей Зыков 13 декабря 2013, 15:21

Жаль, что почему-то в статье о самых больших подводных лодках нет ни слова об их размерах. Даю примерные данные:
Акула (длина/ширина/водоизмещение): 173 м / 23,3 м / 48 000 т.
Борей (длина/ширина/водоизмещение): 170 м / 13,5 м / 24 000 т.
Дельфин (длина/ширина/водоизмещение): 167 м / 11,7 м / 18 200 т.
Мурена-М (длина/ширина/водоизмещение): 155 м / 11,7 м / 15 750 т.
Кальмар (длина/ширина/водоизмещение): 155 м / 11,7 м / 13 050 т.

Отмечено
редакцией

Юрий Форш 14 декабря 2013, 21:44, Изменено: 14 декабря 2013, 23:09

Выходящая на боевое дежурство лодка, сопровождается лодкой прикрытия, которая является ложной целью для противника. Задача такой лодки максимально отвлечь внимание противника от лодки , выходящей на боевое дежурство. Задача основной лодки, как можно быстрее оторваться от лодки наблюдения вероятного противника. Эти игры в догонялки зачастую заканчиваются очень неприятными инцидентами. Тот кто не смог оторваться от противника или тот кто не смог сопровождать цель (противник) получают плохие оценки за "поведение" со стороны своего командования.

Добавить комментарий

Новое на сайте