20 января 1991 года был введен в эксплуатацию тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», единственный в составе ВМФ в своем классе. Этот авианосец называют «кораблем с тысячью имен», так как за время своего существования он сменил множество названий.
Переименование тех или иных кораблей было распространенной практикой. Сменялся строй, люди, в честь которых они были названы, становились непопулярными. Были и другие причины. Мы решили рассказать о нескольких кораблях, которые имели много названий.
Авианосец «Адмирал Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер на данный момент является единственным в составе ВМФ РФ в своем классе. Корабль предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитана 1-го ранга. В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Несмотря на сведения, что в период с 2015 по 2020 год должна начаться постройка атомных авианосцев (по одной единице на каждый из флотов, и один в запас, на случай ремонта другого авианосца), действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосных кораблей не планирует.
Проект носил название «Советский Союз». 1 сентября 1982 года, когда корабль был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода, он получил название «Рига». Это был пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер СССР. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлетов и посадки на него самолетов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн. Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь — «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года был переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту. 4 октября 1990 года был переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Это название используется по настоящее время.
Крейсер «Красный Крым»
Это легкий крейсер ВМФ СССР. При закладке крейсеру было присвоено наименование «Светлана» в честь одноименного крейсера, героически погибшего 28 мая 1905 года в Цусимском сражении. Являлся головным кораблем в серии легких крейсеров Российского императорского флота. Принимал участие в боях в составе Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны и удостоен звания «гвардейский корабль».
24 ноября 1913 года в присутствии морского министра состоялась закладка легкого крейсера «Светлана», однако в связи с неподготовленностью верфи и задержками в поставках материалов фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года. Еще больше постройку крейсера осложнило вступление России в Первую мировую войну — начались проблемы с поставкой оборудования. К 13 ноября 1917 года на крейсер «Светлана» были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля, и он был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. После Октябрьской революции было принято решение о прекращении достройки крейсера, и проект был законсервирован. Однако через семь лет, в 1924 году, корабль был передан на Балтийский завод для достройки. Там он был полностью достроен и модернизирован. 5 февраля 1925 года, в соответствии с приказом по Морским силам РККА, крейсер сменил название на «Профинтерн». Пройдя все необходимые проверки и испытания, в 1928 году корабль был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР. С этих пор начались годы его военной службы. 31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым».
Броненосец «Князь Потемкин»
Строительство корабля было заложено 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Он стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива. В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми. Во время революции в России 1905–1907 годов на крейсере произошло восстание, и корабль был переименован в «Пантелеймон». С таким названием он ходил вплоть до 13 апреля 1917 года, когда и был переименован обратно, но получил более короткое название «Потемкин-Таврический». С 11 мая 1917 года стал называться «Борец за свободу». В 1925 году был исключен из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.
Бронепалубный крейсер «Очаков»
13 августа 1901 года на стапелях был заложен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Очаков». Это крейсер Русского Черноморского флота, команда которого в ноябре 1905 года приняла активное участие в Севастопольском восстании в период Первой русской революции 1905–1907 годов. Благодаря этому он и получил широкую известность.
15 ноября 1905 года восстание на корабле было подавлено огнем эскадры и береговых батарей. В результате обстрела крейсер получил тяжелые повреждения. Восстановительный ремонт длился более трех лет. 25 марта 1907 года корабль был переименован в «Кагул», а 31 марта 1917 года ему вернули название «Очаков». В сентябре 1919 года, находясь в Одессе, его назвали «Генерал Корнилов». В 1933-м крейсер был разобран на металл.
Подводная лодка «Щ-304»
Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны. Она была заложена 23 февраля 1930 года, а 2 мая 1931 года уже была спущена на воду. При постройке лодка получила имя «Язь», позже была переименована в «Ударник», некоторое время из соображений секретности называлась «Баржа № 550», а после спуска получила окончательное имя «Комсомолец».
9 июня 1942 года лодка вышла в свой первый боевой поход. 11 июня она достигла острова Лавенсари, откуда начала форсирование созданного немцами противолодочного рубежа и преодолела его первой из подводных лодок КБФ в кампании 1942 года. 23 августа лодка прибыла на остров Лавенсари, однако из-за поломки дизеля прервала поход и вернулась для ремонта в Кронштадт. 27 октября «Комсомолец» покинул Кронштадт, 29 октября — покинул Лавенсари. Больше на связь лодка не выходила и на базу не вернулась. По одной версии, «Щ-304» погибла при выходе в море на одном из минных заграждений. В 2004 году «Щ-304» была обнаружена и опознана финскими ВМС. Подводная лодка погибла на мине в северной части заграждения «Насхорн» после 29 октября 1942 года.
Видео
Добавим к 5 указанным кораблям линейный корабль «Петропавловск», переименован в «Марат» (1921г.), затем возвращено первоначальное имя «Петропавловск»(1943г.), а затем переименован в «Волхов» (1950г.).
Переименование кораблей в себе ничего необычного не несёт. Переименовываются города. реки, даже государства.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе