Пять гениальных российских изобретений, оказавшихся невостребованными

25
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: World History Archive

23 января 1891 года русский ученый Дмитрий Менделеев получил пироколлодийный порох. Однако об этом открытии вскоре позабыли: чиновники предпочли покупать бездымный порох за границей. Мы расскажем о пяти российских изобретениях, которые оказались невостребованными в России.

Пироколлодийный порох

Пироколлодийный порох — это вид нитроцеллюлозного пороха, в состав которого входит хорошо растворимая нитроклетчатка и растворитель, дополнительными компонентами являются различные присадки, предназначенные для стабилизации газообразования. Название «пироколлодийный», придуманное Менделеевым, происходит от открытого им же вида нитроклетчатки — пироколлодия.

Главный инспектор артиллерии морского флота адмирал Макаров дал высокую оценку пироколлодийному пороху — испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров.

Однако в то время власти придавали мало значения отечественным изысканиям и, вместо развития их, предпочитали покупать иностранные привилегии и патенты. В результате право на «авторство» и производство пороха Менделеева присвоил себе младший лейтенант ВМФ САСШ (США) Джон Бернаду. В 1900 году он получил патент на «коллоидную взрывчатку и ее производство». Из-за этого Россия в Первую мировую войну в огромном количестве покупала этот порох в Америке, а его изобретателями до сих пор указываются лейтенант Бернаду и капитан Конверс.

Прислала
Наталья Гребнева

Подводная лодка Шильдера

Это цельнометаллическая подводная лодка, созданная в 1834 году русским генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Представляла собой комбинированный носитель для доставки мин и ракет. С нее впервые в присутствии российского императора Николая I совершен пуск ракет из подводного положения.

Конструкция лодки учитывала все недостатки лодок предшественников: Бюшнеля, Дреббеля, Джонюна, Фультона и других. Лодка имела форму обтекаемого тела длиной около 6 метров, шириной 1,5 и высотой 1,8 метра. Водоизмещение составляло 16,4 тонны. Корпус был склепан из листов котельного железа толщиной 4,8 миллиметра и подкреплялся пятью шпангоутами. Это, по расчетам автора, позволяло погрузиться на глубину до 12 метров — больше, чем это допускала лодка Фультона.

Преимуществом лодки было и наличие двух высоких (до 1 метра) входных рубок с иллюминаторами, что позволяло плавать в свежую погоду и давало возможность ориентироваться. Для движения применили поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы.

Однако в 1847 году разработки были остановлены бюрократическими процедурами. Упоминается негативное влияние на проект со стороны военного министра светлейшего князя Чернышева и императорского протеже начальника морского ведомства светлейшего князя Меншикова.

Прислала
Наталья Гребнева

Самолет Можайского

Самолет Можайского, или воздухолетательный снаряд, — самолет, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Федоровичем Можайским в последней четверти XIX века.

Считается, что именно этот снаряд был первым в мире самолетом. Именно самолет Можайского первым отделился от земли с человеком на борту. Внешне самолет Можайского был не очень похож на современные лайнеры и джеты. Однако, по мнению историков авиации, он отличался продуманной и для своего времени технически грамотной конструкцией. Некоторые эксперты считают, что по схеме он был более совершенным, чем все предшествующие проекты и все самолеты, построенные как в России, так и за рубежом вплоть до 1907 года.

После смерти Можайского его сыновья, не имея средств для самостоятельного продолжения дела и не желая передавать его в частные руки, обратились в Военное министерство с предложением купить у них самолет. Однако министерство отказалось от покупки, и гениальное изобретение оказалось невостребованным.

Прислала
Наталья Гребнева

Паровая машина Ползунова

Ученый Иван Иванович Ползунов с января 1764 года начал строить на барнаульском заводе воздуходувный насос в виде сдвоенной (двухцилиндровой) пароатмосферной машины непрерывного действия. Его установка работала с 7 августа по 10 ноября 1766 года, уже после смерти изобретателя. Ее остановили из-за легкой поломки, которую не стали устранять, хотя за три месяца работы машина окупила себя почти в два раза.

В дальнейшем паровая машина Ползунова была забыта, а развиваться стали аналогичные машины, сделанные в Англии, Германии и других странах Европы.

Прислала
Наталья Гребнева

Воспроизведение паровой машины Ползунова. Фото: wikipedia.org

Парашют Котельникова

В 1910 году Глеб Евгеньевич Котельников под впечатлением от гибели летчика Льва Мациевича (Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи) занялся разработкой парашюта.

До Котельникова летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция была очень ненадежна, к тому же они сильно увеличивали вес самолета.

Парашют РК-1 имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы; человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Эксперты отмечали, что парашют превосходит прежние аналоги по всем статьям. Однако Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.

Зимой 1912/1913 года парашют РК-1 конструкции Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом.

Прислала
Наталья Гребнева
Прислал
Андрей Зыков

Наша страна славится своими изобретателями, новшества которых гибнут в бушующем океане бюрократии, разбиваясь о министерские скалы. Мы славимся своей смекалкой, но нас уже сотни лет убеждают, что надо смотреть на запад и выбирать их путь, их технологии. Особенно это пропагандировал наш первый император, любивший прорубать окна в Европу. Именно поэтому у нас сейчас большинство граждан уверено, что мы не способны создать что-то хорошее и передовое, кроме военной техники.

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Андрей Зыков, Андрей Матвеев

25 000 просмотров

24 января 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Андрей Зыков 24 января 2014, 15:42, Изменено: 20 февраля 2014, 21:41

Наша страна славится своими изобретателями, новшества которых гибнут в бушующем океане бюрократии, разбиваясь о министерские скалы. Мы славимся своей смекалкой, но нас уже сотни лет убеждают, что надо смотреть на запад и выбирать их путь, их технологии. Особенно это пропагандировал наш первый император, любивший прорубать окна в Европу. Именно поэтому у нас сейчас большинство граждан уверено, что мы не способны создать что-то хорошее и передовое, кроме военной техники.

Сергей Карташков 24 января 2014, 23:27

Есть и наиболее колоссальные изобретения, которые были отвергнуты властями, - и это погубило Страну. Это триадичные компьютеры Брусенцова и система ОГАС (общенародное управление экономикой посредством Автоматизированной Системы) Глушкова. И это еще можно востребовать. Иначе догибнем.

Виталий Хованский 20 февраля 2014, 18:13

Насчет императора, любившего ходить в Европу, почему-то через окна - это точно. А ведь нормальные люди ходят через двери...

Добавить комментарий

Новое на сайте