Фото: Deutsche Fotothek
6 февраля 1952 года скончался Георгий Семенович Шпагин — знаменитый советский конструктор, изобретатель стрелкового оружия. Начав с работы слесарем в опытной мастерской Ковровского оружейно-пулеметного завода, где работали такие оружейные конструкторы, как Владимир Федоров и Василий Дегтярев, оружейник-самоучка в скором времени стал создателем самого распространенного оружия времен Великой Отечественной войны — известного пистолета-пулемета ППШ. Мы решили рассказать о нескольких интересных разработках Георгия Шпагина.
Фото: vperedsp.ru
ШАРОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТАНКОВОГО ПУЛЕМЕТА
Шаровая установка для спаренного 6,5-миллиметрового танкового пулемета Федорова — Иванова стала одной из первых разработок Шпагина, с помощью этой конструкции спаренный пулемет крепился к танку. Механизм обеспечивал надежную фиксацию при стрельбе, свободное движение оружия в горизонтальной и вертикальной плоскостях и быстрое наведение на цель.
Установка послужила также основой для создания шаровой установки для крепления 7,62-миллиметрового танкового пулемета Дегтярева (ДТ) на танках, бронеавтомобилях, бронеплощадках. Она представляла собой шаровое гнездо в броне танка и шаровое яблоко, удерживающее сам пулемет. Устройство получилось компактным и безотказным. Массивные детали шаровой установки защищали стрелка от пуль и осколков во время боя. Выдвижной металлический приклад, которым Шпагин оснастил пулемет, существенно сокращал размеры орудия. Вместо обычного прицела на танковом пулемете установили диоптрический, с регулировкой в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
ДШК
К 1935 году существовавшие пулеметы становятся малопригодны для борьбы с быстродвижущимися целями из-за низкого темпа стрельбы. В 1937 году для пулемета Дегтярева Шпагин создал барабанный механизм подачи металлической ленты, не требовавший существенной переделки самого пулемета. Конструктору удалось создать безотказно действующую систему за счет качающегося рычага, преобразующего поступательное движение затворной рамы во вращательное движение барабана. Новый пулемет успешно прошел испытания, и массовый выпуск крупнокалиберного пулемета Дегтярева — Шпагина образца 1938 года, прозванного солдатами «душка» за аббревиатуру, был начат в 1940–1941 годах.
Благодаря высоким боевым качествам пулемет использовался почти во всех родах войск: в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливался на бронетехнику и малые корабли, в том числе торпедные катера. Крупнокалиберный пулемет часто оказывался эффективнее пулемета нормального калибра за счет большего пробивного действия пули. Это, например, обусловило их применение для поддержки действий штурмовых групп. В конце войны ДШК массово ставился как зенитный на башни советских танков и САУ для самообороны машин в случае атак с воздуха и с верхних этажей в городских боях. Немецкая армия, не имевшая штатных крупнокалиберных пулеметов, охотно использовала трофейные ДШК, которым управление вооружений сухопутных сил вермахта присвоило обозначение MG.286(r).
ДШК и его модернизированные версии состояли или состоят на вооружении свыше 40 армий мира, производились в Китае, Пакистане, Иране и некоторых других странах.
ППШ
Наибольшую славу конструктору принесло создание пистолета-пулемета образца 1941 года, знаменитого ППШ, который солдаты ласково называли «папашей». Работать над ним Шпагин начал в 1939 году, и уже в декабре 1940 года пистолет-пулемет был принят на вооружение. Конструкция пистолета-пулемета была предельно проста и обладала хорошими эксплуатационными характеристиками. Косой срез кожуха ППШ выполнял одновременно и роль дульного тормоза, уменьшающего отдачу, и роль компенсатора, препятствующего подкидыванию оружия вверх во время стрельбы. Это улучшало устойчивость оружия при стрельбе и повышало кучность и меткость огня. Оружие позволяло вести и непрерывный огонь, и стрелять одиночными выстрелами. Кроме того, в конструкции ППШ не было дефицитных материалов, не было большого количества деталей, требующих сложной обработки, не использовались цельнотянутые трубы. Его производство могло осуществляться не только на военных заводах, но и на любых предприятиях, имеющих несложное прессово-штамповочное оборудование. ППШ мог быть изготовлен за 5,6 часа, соответственно, существенно снижались трудовые затраты на его производство. Уже в октябре 1941 года было налажено производство деталей для ППШ на Государственном подшипниковом заводе, Московском инструментальном заводе, станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе и еще на 11 мелких предприятиях управления местной промышленности. Сборка производилась на Московском автозаводе. Только в течение 1941 года было выпущено 92 776 ППШ, а уже в 1942 году объемы производства пистолетов-пулеметов составили 1 499 269 штук. Всего же во время войны было выпущено порядка 6 млн штук ППШ-41. Пистолет-пулемет стал своеобразным символом советского солдата, он появляется практически во всех советских и зарубежных фильмах про Великую Отечественную войну. На всех памятниках, установленных в СССР и в странах Восточной Европы, советский солдат обязательно держит в руках ППШ.
ОПШ-1
Еще в годы Первой мировой войны российская армия использовала для световой сигнализации 26-миллиметровые пистолеты системы Рдултовского, на основе которого Шпагин в 1943 году создал сигнальный пистолет собственной конструкции. Он представлял собой гладкоствольное ручное оружие, предназначенное для стрельбы сигнальными и осветительными патронами различного цвета горения. В этом же году он был принят на вооружение Красной армии под названием «сигнальный (осветительный) пистолет Шпагина» (ОПШ-1). Пистолет имел простейшую конструкцию. Процесс его заряжания практически ничем не отличался от заряжания охотничьего ружья. Каких-либо специальных прицельных приспособлений пистолет не имел. Практическая скорострельность пистолета достигала 10–12 выстрелов в минуту. Высота подъема сигнала – 120 метров.
СПШ-44
Модифицированная версия ОПШ-1. В 1944 году сигнальный пистолет системы Шпагина был принят на вооружение под названием СПШ-44. Новая версия сигнального пистолета имела измененный механизм открывания: рычаг размещался в нижней части спускового крючка. Пистолет имел простое устройство и не требовал какого-либо специального обучения личного состава. В то же время его конструкция была достаточно надежна и безотказна в работе. Для стрельбы из СПШ-44 использовались патроны ночного и дневного действия. Эти патроны имели одинаковую конструкцию: бумажная гильза с латунной шляпкой, капсюль-воспламенитель и вышибной пороховой заряд. Отличие состояло в том, что в сигнальном патроне дневного действия в качестве рабочего вещества использовали мешок с дымовым составом. При этом создаваемое облако дыма было видно с расстояния до 2 километров в течение 10 секунд при ветре и 30 секунд в тихую погоду. Для того чтобы по внешнему виду патрона можно было узнать вид сигнала, верхний пыж окрашивали в соответствующий цвет. Кроме осветительных и сигнальных патронов, пистолет СПШ-44 мог стрелять 26-миллиметровым зажигательным патроном на дальность до 150 метров. Сигнальный пистолет Шпагина широко применялся в различных родах войск Советского Союза. Так, например, истребитель ЛА-7 комплектовался сигнальным пистолетом-ракетницей СПШ-44. Стандартный боекомплект истребителя включал в себя пять запасных сигнальных патронов калибром 26 миллиметров.
Ну вообще-то из создателей стрелкового оружия времен Великой Отечественной надо вспомнить как мимнимуму еще Дегтярева, Судаева, Горюнова, Шпитального. А вот вот послевоенный период — это Калашников (автоматы и РПК), Владимиров (КПВТ), Драгунов (СВД) и не помню кто — «Утес». Кстати, последняя конструкция оказалась
весьма удачной — практически в ее пользу произошел отказ от КПВТ, которого временами «клинило» из-за перегрева.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе