Пять советских автомобилей, ставших символами своей эпохи

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Лимузин марки «М-1». Фото: ela.mobi

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая советская легковая автомашина, ставшая легендарной, — М-1. Первые предсерийные образцы автомобиля были направлены в Кремль, и после личного одобрения Сталина машину запустили в серийное производство. «Эмка», как ее прозвали в народе, стала самым массовым легковым советским автомобилем середины ХХ века и символом победившего социализма. С появлением М-1 совпало заявление СССР о том, что в Советском Союзе социализм, наконец, построен. Сегодня мы расскажем о советских автомобилях, ставших символами своей эпохи. 

М-1

Знаменитая Эмка разрабатывалась на базе американского авотмобиля Ford Model B модели 1934 года. По современным меркам М-1 считался бы автомобилем среднего класса, машина выглядела представительно и стильно. Длина автомобиля составляла 4665 миллиметров, ширина — 177 сантиметров. Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева, а сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов, мощная рама, шины низкого давления. На автомобиле был установлен карбюраторный двигатель рабочим объемом 3286 куб. см. За 24 секунды автомобиль разгонялся до 80-километровой скорости. Максимальная же его скорость составляла 105 км/ч. По многим показателям М-1 превосходил продукцию «Форда», кроме того, Эмка оказалась намного лучше приспособлена к советским дорожным условиям, отличалась безотказной тормозной системой и прекрасно эксплуатировалась на самых дешевых сортах масла и бензина. М-1 выпускалась в разных модификациях: такси, пикап, седан с более мощным двигателем и измененной облицовкой капота и радиатора, и полноприводный седан. 62 888 экземпляров, выпущенных с 1936 по 1943 год, заполонили всю страну. М-1 быстро вытеснил устаревшие иностранные автомобили, благодаря чему импорт легкового автотранспорта и запчастей заметно снизился.

Прислала
Нелли Шестопалова

ГАЗ-АА ПОЛУТОРКА

Свое название «полуторка» легендарная машина войны получила из-за грузоподъемности в 1500 кг. К началу войны полуторки составляли более половины всего автопарка Красной Армии. Грузовик был разработан на базе модели американского грузовика «Форд» модели АА образца 1929 года, но впоследствии несколько раз модернизировался. По договору с «Фордом», из США через Мурманск на завод поступали узлы и детали для автомобиля. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. Грузовик имел четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 куб. см, который при 2600 об/мин развивал мощность в 42 л. с. Двигатель ГАЗ-АА мог эксплуатироваться на самых низких сортах топлива, включая керосин и низкокачественные промышленные смазочные масла. Эта неприхотливость к качеству топлива и простота конструкции были несомненным преимуществом автомобиля. Полуторка стала одним из символов победы СССР над фашизмом. Памятники грузовику установлены в Москве, Нижнем Новгороде, Новокузнецкой области и на Дороге Жизни.

Прислала
Нелли Шестопалова

ГАЗ-М-20 ПОБЕДА

Культовый советский автомобиль ГАЗ-20, ознаменовавший целую эпоху отечественного автомобилестроения. Оценивая «Победу», американский журнал Science and Mechanics в 1957 году писал: «Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна – видимо из-за веса и мощных рессор». Сначала машина проектировалась под индексом ГАЗ-25 и девизом «Родина», однако потом индекс и девиз изменили, якобы из-за неудобного вопроса Сталина «Почем родину продавать будете?» С 1946 года было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

Победа, «надежная, как банк, крепкая, как сейф и простая, как велосипед», отличалась «бескрылым» несущим кузовом с покатой задней стенкой. Для автомобиля предусматривалось два варианта двигателя — шести- и более экономичный четырехцилиндровый. Колеса имели непривычно большую для тех лет ширину, а тормозная система, впервые на массовой советской модели, была гидравлической. Отапливаемый салон предусматривал обдув лобового стекла и прочие удобства. С точки зрения дизайна и компоновки «Победа» оказалась на несколько лет впереди многих иностранных аналогов первых послевоенных лет. Конструкция «Победы» была не только самобытной, но и новаторской для своего времени.

Прислала
Нелли Шестопалова

ГАЗ М-20 «Победа». Фото: avtika.ru

ВАЗ-2101 ЖИГУЛИ

«Жигули» этой модели, давшей начало «классическому» семейству автомобилей ВАЗ, которое выпускалось до 17 сентября 2012 года. Первые шесть автомобилей были собраны 19 апреля 1970 года. Всего Волжский автомобильный завод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций.

В качестве прототипа для создания ВАЗ 2101 послужил итальянский автомобиль «Фиат-124», который в 1965 году стал «Автомобилем года». Однако конструкция «Жигулей» существенно отличалась, автомобиль адаптировали под российские условия. Автомобиль был оснащен более мощным двигателем, обладавшим какое-то время самой высокой литровой мощностью среди всех советских легковых автомобилей. Конструкция приобрела прочность и надежность, благодаря большей массе. В отделке салона впервые были использованы высококачественные пластиковые материалы. На больших скоростях пассажиры и водитель ВАЗ-2101 могли спокойно разговаривать, не повышая голоса, а зимой владельцы «Жигулей» не испытывали никаких проблем с запуском двигателя. По результатам всероссийского опроса, проведенного в 2000 году, ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Прислала
Нелли Шестопалова

НИВА ВАЗ-2121

Самый массовый культовый советский внедорожник был целиком разработан конструкторами Волжского автозавода. В серийное производство ВАЗ 2121 «Нива» был запущен 5 апреля 1977 года. Несущий кузов «Нивы» получил полный привод, в то время постоянным приводом на все колеса мог похвастаться только британский Range Rover. С приобретением цельнометаллического кузова «Нива» фактически стала полноправным внедорожником, при этом отличаясь комфортом легкового автомобиля. Первый серийный образец Нивы сошел с конвейера 5 апреля 1977 года, а через пару лет автозавод выпускал до 70 000 единиц в год. Невысокая цена и новаторские для своего времени решения в конструкции автомобиля сделали «Ниву» лидером продаж. К тому же, ВАЗ-2121 стал самым экспортируемым советским автомобилем: за все время производства было продано около 500 тысяч автомобилей в более чем 100 стран мира. «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии.

Прислала
Нелли Шестопалова
Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Чтобы не говорили, но в СССР всё же умели делать хорошие (и даже «культовые») автомобили. И сейчас они воспринимаются, как неотъемлемая часть истории государства, которого теперь нет.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работали

Рафаєль В. Макаров, Нелли Шестопалова, Андрей Матвеев

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 16 марта 2014, 15:24, Изменено: 17 марта 2014, 19:18

Чтобы не говорили, но в СССР всё же умели делать хорошие (и даже "культовые") автомобили. И сейчас они воспринимаются, как неотъемлемая часть истории государства, которого теперь нет.

Ян Елин 16 марта 2014, 16:54

военные авто - ДА,а вот иномарки - НЕТ.

Игорь Иванов 17 марта 2014, 18:45

В 1969 г из Кувейта приезжал знакомый, который рассказывал, что там очень ценили ГАЗ-21 контрабандисты золотом, потому что больше ни одна машина не могла дать по пескам 90 км/ч. А финские гонщики якобы ценили эту машину за толщину кузова - не страшно было переворачиваться.

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 12:02

На "Ниве" мы много пропутешествовали по лесам Приморья. Там, где не могли пролезть японские "крузаки", "поджерики", "патролы" и т.д. - "Нива" - на высоте, особенно зимой. Но вот, чего ей некдостает: некрепкая она. Попрочнее бы ее сделать - цены бы ей не было. А то ходит отлично, но недолго.

Добавить комментарий

Новое на сайте