Фото: dotalis.ru.com
28 апреля 1939 года со Щелковского аэродрома стартовал самолет ЦКБ-30 «Москва», пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки и штурманом Михаилом Гордиенко. Со средней скоростью 348 км/ч летчики без остановок пролетели 8 тыс. км за 22 часа 56 минут, совершив беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель— остров Мискоу. С 1959 года маршрут советских пилотов стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
САМОЛЕТ
Самолет ЦКБ-30 «Москва», на котором был совершен перелет, был разработан в ОКБ Илюшина и представлял собой модификацию серийного бомбардировщика ДБ-3, в конструкцию которого были внесены некоторые изменения: вместо вооружения в бомбоотсеке и кабине стрелка были установлены дополнительные топливные баки, также был доработан фонарь кабины штурмана. Общего запаса топлива в доработанной версии самолета как раз хватало на беспосадочный полет дальностью свыше 8 тыс. км. Кабины пилотов оснащались наиболее совершенным для того времени навигационным и радиосвязным оборудованием, а также кислородными приборами и запасом жидкого кислорода на 24 часа полета. Кроме того, перед перелетом в Северную Америку в носовой части фюзеляжа самолета разместили надувной баллон из прорезиненной ткани, а также крыльевые герметичные кессон-баки для обеспечения плавучести самолета на случай его вынужденной посадки в океане.
Фото: e-libra.ru
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
Перед полетом в Северную Америку Владимир Коккинаки уже совершал длительные беспосадочные перелеты: 27–28 июня 1938 года на том же самолете он вместе со штурманом Александром Бряндинским пролетел от Москвы до Спасска-Дальнего за 24 часа 36 минут. В ходе этого перелета летчики установили мировой рекорд скорости на двухместном самолете и проложили самый короткий маршрут от Москвы на Дальний Восток. После полета к Тихому океану пилоты стали готовиться к новому рейсу.
18 июля 1938 года на даче Молотова был устроен прием в честь Коккинаки и Бряндинского. На приеме присутствовали Сталин, Ворошилов, Каганович, Калинин, наркомы, выдающиеся летчики. Во время приема Коккинаки спросил у Сталина о возможности полететь на Запад, на что генсек дал свое согласие.
Полет решено было осуществить на том же самолете «Москва», который прошел тщательную техническую проверку. Основные механизмы после перелета на Дальний Восток работали без перебоев. Техникам пришлось лишь сменить тяги, поставить новые приборы и моторы М-87Б.
4 октября 1938 года штурман Александр Бряндинский погиб в авиакатастрофе. Вместо него готовиться к перелету начал Михаил Гордиенко.
Трансатлантический перелет запланировали на вторую половину апреля. С точки зрения погодных условий выбранное время оценивалось как не самое благоприятное, однако полет решили не переносить, так как прибытие самолета должно было совпасть с открывавшейся в Нью-Йорке Всемирной выставкой.
ПОЛЕТ
Для старта самолета выбрали ранее утро — 4 часа 19 минут. Такое время обеспечивало летчикам перелет в дневных условиях по маршруту вслед за солнцем, кроме того, так пилотам было легче ориентироваться и определять место нахождения самолета. Маршрут проложили по наикратчайшему пути между двумя точками на земной поверхности — ортодромии. Только первые 500 км экипаж проделал при безоблачном небе. Над Финским заливом и Скандинавией погода начала ухудшаться, и к моменту выхода в Атлантический океан самолет летел уже в условиях сплошной облачности. Кроме того, вышел из строя автопилот и обнаружилась течь в одном из бензобаков. Над Северной Европой самолет летел на высоте 5,5 тыс. м. Ориентируясь по радио, самолет взял курс через Атлантику на мыс Фарвель (Гренландия), затем экипажу пришлось подняться до 7 тыс. м из-за мощного циклона на пути к Гренландии. Длительное время Коккинаки и Гордиенко пришлось лететь в кислородных масках, находясь в негерметизированной кабине на большой высоте. Ухудшилась радиосвязь. Скорость полета существенно уменьшалась из-за сильного бокового и встречного ветра. Средняя полетная скорость оценивалась в 235 км/ч, существенно ниже расчетной. За Гренландией Коккинаки снова пришлось вести самолет вслепую в облаках, над снежными шквалами. На последнем этапе пути высота полета составляла уже 9 тыс. м — у берегов Лабрадора летчиков встретила мощная облачность. Полет на этой высоте продолжался четыре часа. В сплошных облаках был пройден Лабрадор и залив Святого Лаврентия. Условия погоды не позволили летчикам совершить посадку в Нью-Йорке. Посадка на аэродроме была невозможна, город был закрыт многоярусной облачностью. Кроме того, из-за сильного мороза — минус 48 градусов — вышел из строя радиокомпас, основное средство навигации в сложных метеоусловиях. Поэтому летчикам пришлось идти на посадку.
Коккинаки совершил посадку в темноте на брюхо фюзеляжа, не выпуская шасси, чтобы самолет не встал на нос при посадке на неподготовленный аэродром. В этом случае штурманская кабина могла быть сплющена, а находящийся в ней Гордиенко погибнуть. После посадки у самолета оказались сломаны винты и повреждена правая моторная рама. Крылья, фюзеляж, все оборудование машины оказались в полной сохранности. Оказалось, самолет приземлился на острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия, находящемся на территории Канады. До границы США оставалось всего около 180 км.
При посадке Коккинаки от удара о штурвал получил ушиб грудной клетки. Вышла из строя радиостанция, и экипаж не мог сообщить о произошедшем. Через некоторое время появились местные жители, которые сообщили властям об аварийной посадке неизвестного самолета. На следующий день летчиков вывезли в Монктон, откуда на зафрахтованном самолете «Супер Электра» их доставили в Нью-Йорк. В СССР они вернулись спустя короткое время на пароходе «Иль де Франс».
Аварийный самолет в течение трех недель находился на острове Мискоу. Затем «Москву» разобрали и с помощью местных жителей погрузили на баржу и доставили в Галифакс, где самолет перегрузили на советский пароход «Алма-Ата», который и вернул его на родину.
Фото: e-libra.ru
1 мая, в день открытия Всемирной выставки 1939 года, Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк, где получили поздравительную телеграмму от Сталина и Молотова. Летчики были награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу», а Виктор Коккинаки в 1965 году получил от Международного комитета авиации и космонавтики «Цепь пионера розы ветров» как первооткрыватель маршрута для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
17 комментариев к материалу.