Фото: Нелли Шестопалова
В воскресенье исполняется 71 год знаменитому приказу Сталина №227, который в народе назвали «Ни шагу назад!». Мы решили сделать подборку из пяти фраз, которые настолько вошли в сознание народа с того периода, что используются и в наши дни.
«Ни шагу назад!»
Лето 1942-го. Танковые группы вермахта рвутся к бакинской нефти. Отрезан Ростов, снова сдан Харьков, полностью разбита Крымская армия. Бои идут на Тамани, горные стрелки «Эдельвейса» оседлали хребты Кавказа, пехотные корпуса немцев окружают Сталинград. Вокруг Ленинграда окопы передовой начинаются там, где заканчиваются трамвайные пути. В этой обстановке Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин издает знаменитый приказ № 227. Документ запрещал отвод войск без приказа даже в тактических целях, а в качестве санкций вводил штрафные батальоны и роты, устанавливал практику заградотрядов. Суть приказа была сформулирована четко и внятно: «Ни шагу назад!»
«Родина-мать зовет!»
Знаменитый плакат, где персонифицирована Родина в образе матери, художник Ираклий Тоидзе писал, по его собственному признанию, со своей жены. Его поразило выражение лица, когда жена вбежала в мастерскую, чтобы сообщить о начале войны. Уже 4 июля 1941 года (спустя две недели после начала войны) плакат ушел в печать. Образ Родины-матери в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве и рекламе. Тем не менее озарение художника стало одним из сильнейших воплощенных символов патриотизма в мире, сродни французской Марианне или Дяде Сэму.
«Наше дело правое!»
Эта мощная по своему эмоциональному воздействию фраза — «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» — прозвучала в речи наркома иностранных дел Вячеслава Молотова в полдень 22 июня 1941 года, речи, которую слышали по радио почти три сотни миллионов человек. Вопреки преданию, первым произнес ее не Сталин, однако эта речь была с ним согласована Молотовым до выступления. Лозунг использовался всю войну в различных вариациях. Вторую жизнь он получил в 1945 году при учреждении медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Надпись вокруг погрудного изображения Сталина на этих медалях гласила: «Наше дело правое — мы победили». Корни выражения находят в ранней, 1903 года, работе Ленина «К деревенской бедноте».
«Всё для фронта, всё для победы!»
А вот эту фразу, затем украсившую многие плакаты, впервые произнес именно Иосиф Сталин. Фраза появилась в директиве Совета Народных Комиссаров СССР (правительства. — Ред.) от 29 июня 1941 года. Публично была провозглашена Верховным главнокомандующим Сталиным 3 июля 1941 года во время выступления по радио. Впоследствии появился и другой лозунг, перекликающийся с этим, — «Фронту надо — сделаем!».
«Я согласен на медаль»
Автором традиционно считается Александр Твардовский как автор поэмы «Василий Теркин». Впервые этот персонаж, точнее, стихи о нем появились в 1939 году, во время финской войны, в окружной газете ЛенВО «На страже Родины». Однако сам Твардовский писал, что материалом для продолжения поэмы послужили собранные им на фронтах за 1941-1942 годы наброски, записи в дневниках, услышанные им соленые солдатские фразы. Так что вполне вероятно, что фраза «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль» была только отшлифована поэтом, а родилась в устном народном творчестве солдат Великой Отечественной. Так или иначе, стихи Твардовского оценили и перепечатали ведущие издания страны, отрывки поэмы в ходе войны зачитывались по радио. За «Василия Теркина» полковник Твардовский в 1945 году получил высшую творческую награду — 1-ю Сталинскую премию.
28 комментариев к материалу.