В начале сентября 1967 года была запущена крупнейшая на тот момент гидроэлектростанция на планете — Братская. Сегодня в мировом рейтинге ГЭС она занимает лишь 11-е место по мощности, но по-прежнему остается одной из первых по выработке электроэнергии. Что изменилось в жизни станции и ее работников за эти 45 лет, выяснил специальный корреспондент SmartNews.
Берега Падунского порога на Ангаре, меж которых вот уже 45 лет возвышается Братская гидроэлектростанция, вплоть до начала строительства ГЭС в 1955 году оставались практически в первозданном виде. Река была несудоходной, крупных автомагистралей поблизости не было. Немногое изменилось и после проведения взрывных работ. Залив стройплощадку и проложив несколько подъездных дорог, строители больше не вмешивались в замысел природы.
Сначала была ГЭС
Первоначально планировалось, что энергия Братской ГЭС будет обеспечивать работу военного комбината: его собирались строить для производства тяжелой воды, которая использовалась в реакторах для синтеза плутония.
Но пока шла разработка документации, технологии шагнули вперед, реакторы стали уранграфитовыми, и тяжелая вода стала не нужна. Но строительство уже было начато, на Ангару приехали первые рабочие и начальник стройки Иван Иванович Наймушин.
Мой муж приехал на строительство Братской ГЭС в августе 1961 года, где со своей бригадой собирал металлоконструкции и выполнял монтажные работы на водоводах. Я приехала в Братск спустя два года из Севастополя и так и не смогла уехать — очень уж сильно обаяние тайги!
Пока власти обсуждали целесообразность строительства ГЭС, команда Наймушина самостоятельно перекрыла Ангару. Это было легендарное решение. С одной стороны, зимой, когда бурная Ангара скована льдом, проводить такие работы было удобнее. С другой, Наймушин понимал, что стройку могут приостановить, но все равно пошел на перекрытие реки, после которого остановить работы без чрезмерных затрат было уже невозможно (в случае паводка местность выше по течению была бы затоплена).
Другое судьбоносное решение Наймушина касалось возведения поселка для строителей прямо на месте стройки. По проекту станция должна была обслуживаться сменным персоналом вахтовым методом. Позже было принято решение о строительстве промышленных предприятий — алюминиевого завода, лесопромышленного комплекса, и только после этого образовался город Братск.
Для каждого, кто родился в Братске, ГЭС — символ города, самая главная его достопримечательность и личная гордость. Любому гостю города в первую очередь показывают ее — Братскую ГЭС, сопровождая историей о строительстве. Для братчан ГЭС — это, своего рода, начало истории семьи, большая комсомольская стройка, которая объединила многих молодых людей из разных концов страны и дала жизнь новому, молодому и прогрессивному городу.
Справка SmartNews
Братская ГЭС в январе 2010 года выработала триллионный киловатт-час электроэнергии. Суммарная выработка Братской ГЭС сегодня равняется годовому потреблению энергосистемы России. Порядка 70% энергии Иркутской области вырабатывается на гидростанциях, из них около 35% — на Братской. На тепловой электростанции для выработки такого количества энергии потребовалось бы сжечь 700 вагонов угля.
Пуск!
Первый агрегат ГЭС был запущен и дал промышленный ток 28 ноября 1961 года. Спустя две недели он был остановлен с серьезными повреждениями: вся техника монтировалась в тяжелейших условиях, и, кроме того, подобные агрегаты использовались впервые не только в СССР, но и во всем мире.
Изначально проектом была предусмотрена установка 20 гидроагрегатов, фактически было смонтировано 18 по 250 МВт каждый. Проектная мощность ― 24,5 млрд кВт-ч, этого хватает на выработку 4500 ГВт электроэнергии.
Модернизация станции началась с момента ввода первых агрегатов. И до сих пор ГЭС постоянно модернизируется ― в частности, недавно закончен проект по замене шести рабочих колес гидроагрегатов. Они вводились в первую очередь, работали в облегченном режиме, когда водохранилище было наполнено до минимальных отметок, что сказалось на их состоянии: в то время технологии восстановления не были отработаны, а рабочие процессы в этом режиме протекают очень активно, вызывая разрушение важнейших механизмов.
Конечно, постепенно на станции планируют полностью заменить все оборудование, провести реконструкцию здания, но на это как минимум уйдет еще порядка 6‒9 лет.
— Ангара — очень многоводная река, в нее впадает большое количество мелких рек. За счет больших водохранилищ (ГЭС и Байкал) и равномерного поступления воды станция равномерно несет нагрузку, всю воду мы срабатываем, водослив не открываем, в отличие от Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС, которые почти каждый год сливают воду. За счет этого мы вырабатываем большое количество электроэнергии, зимой зачастую больше, чем летом. Поэтому летом мы воду «копим», даем возможность другим электростанциям поработать на полную мощность, а зимой, когда образуется дефицит электроэнергии, работаем.