Минтруд подготовил законопроект о корпоративных пенсиях, который принципиально отличается от предыдущих предложений. Министерство предлагает ввести в действие механизм дополнительных выплат к пенсиям, которые не будут связаны с НПФ и страховщиками. У экспертов нет единого мнения относительно целесообразности принятия законопроекта.
Если законопроект «О дополнительных выплатах к пенсиям в РФ» будет утвержден, то компании смогут создавать для своих работников специальные пенсионные программы, в рамках которых будет предусмотрена доплата к государственной пенсии. По задумке авторов законопроекта, для того чтобы принять участие в корпоративной пенсионной программе, предприятию надо будет зарегистрироваться в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Пенсионные программы, прошедшие регистрацию, будут включены в специальный реестр. Министерство запланировало вступление в силу этого законопроекта на 1 января 2014 года.
Согласно законопроекту корпоративные пенсии будут накапливаться либо за счет отчислений самих работников, либо из средств предприятий. В любом случае это будет прописано в трудовом договоре. По мнению специалистов, для потребителей, то есть самих сотрудников, не будет особой разницы в том, по какой формуле начнут накапливаться пенсии, — эта забота ляжет целиком на плечи работодателей.
При устройстве на работу работодатель будет оговаривать с сотрудником систему, по которой будут отчисляться проценты в фонд корпоративной пенсии. Или человек будет получать на руки зарплату за вычетом, к примеру, 1% — тогда это ложится, так сказать, на его плечи. Или работодатель будет выдавать ему всю зарплату по договоренности, а плюс к этому объему вкладывать некий процент в пенсионный кошелек. Всё это добрая воля работодателя.
Кроме того, Минтруд предлагает ввести дополнительные налоговые льготы компаниям, которые будут участвовать в корпоративных пенсиях. Однако эксперты отмечают, что этот вопрос в законопроекте прописан не очень понятно.
— Нет пока четкой определенности, когда включаются налоговые льготы, когда нет. Плюс есть риск, что работодатель может предлагать неудобные условия по пенсионным правам при прекращении трудового договора или по гарантиям исполнения обязательств. Поэтому, с точки зрения минимальной защищенности работника, желательно четче прописать эти аспекты либо в этом законопроекте, либо оформить их в законодательстве отдельно. Но это, по идее, несложно, вопрос юридической техники
Справка SmartNews
Законопроект, о котором идет речь, — это вторая редакция документа Минтруда, созданного в рамках стратегии развития пенсионной системы, утвержденной правительством в декабре 2012 года. В прошлый раз — в конце 2012 года — министерство разрабатывало законопроект о корпоративных пенсиях, но в отличие от последнего документа в том предполагалось, что в роли страхователей будут выступать компании, ИП, физические лица, которые заключили договоры о совместной пенсионной программе со страховщиками, кредитными организациями и негосударственными пенсионными фондами.
Именно эта особенность нового законопроекта вызвала недовольство у участников рынка негосударственного пенсионного страхования. Высказываются мнения, что документ не учитывает анализ действующей практики добровольных пенсионных программ, в которых на сегодняшний день участвует свыше 6 млн человек.
— Основной недостаток законопроекта в том, что министерство игнорирует опыт компаний, у которых уже есть корпоративные пенсионные проблемы. Сейчас Минтруду достаточно было бы подкорректировать существующие требования к пенсионным схемам.
Кроме того, эксперты считают, что на сегодняшний день все, кто хотел создать фонд корпоративной пенсии, уже сделали это. У остальных же нет на это свободных средств.
— Предприятия, которые хотели и имели возможность создать собственные дополнительные программы пенсионного обеспечения, уже сделали это. У остальных на это нет свободных средств, так как экономика практически не развивается, эффективные рабочие места не создаются. Какие могут быть отчисления с маленьких зарплат за пределами крупного бизнеса. Поэтому, закон сегодня работать не будет. Тем более что управление пенсионными деньгами должны осуществлять не обычные бухгалтеры, а профессиональные участники финансового рынка.
Однако есть эксперты, которые приветствуют именно такую форму корпоративных пенсий — без участия в схеме страховщиков и НПФ.
Именно так это и должно быть реализовано. Начисление корпоративных пенсий — дело именно корпораций. И если они не будут связаны с системой НПФ и страховыми институтами, то это будет проще и для них, и для самих сотрудников, которые смогут отслеживать свои накопления. Также это хорошо и для мотивации работников.
Видео
Евгений Якушев рассказывает о вариантах и преимуществах корпоративных пенсий
Корпоративные пенсии, которые правильнее было бы назвать дополнительным пенсионным обеспечением, уже существуют, например, для сотрудников ОАО «РЖД», ОАО «Сбербанк РФ» и т.п. Давно пора не только узаконить эти выплаты, но и значительно расширить круг получателей…
НЕ все предприятия могут позволить себе платить дополнительные соц налоги. Доходность у всех разная. У нас в провинции все предприятия ели концы с концами сводят,дополнительное налоговое бремя они не вытянут. Газ нефть РЖД и еще десяток больше не найдется таких.
То есть человек на всю жизнь — раб корпорации?
Основную нагрузку в пенсионном бюджете должны нести газо- и нефте- добывающие компании. Компании добывающие уголь,аппатиты другие ископаемые, которые приносят большие прибыли.Недра это государственное и народное достояние, поэтому и отчисления должны быть солидные. По закону, должно быть,компании не хозяева,а арендаторы.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе