Две российские компании вошли в сотню самых дорогих брендов мира. Это показали результаты рейтинга Millward Brown Optimor, согласно которому Сбербанк занял 70-ю позицию, а МТС — 82-ю. За минувший год их стоимость в общей сложности увеличилась более чем на 3 млн долларов.
В этом году британская консалтинговая компания Millward Brown Optimor, входящая в коммуникационный холдинг WPP, опубликовала свой восьмой рейтинг самых дорогих брендов мира. Для России в этот раз мало что изменилось, как и прошлый раз, в топ-100 вошли две российские компании — Сбербанк и МТС. При этом Сбербанк, который оказался на 70-й позиции, подорожал на 19% (с 10,6 до 12,7 млрд долларов), а МТС, занявшая 82-ю строчку, выросла в стоимости на 11% (с 9,6 до 10,6 млрд долларов).
Справка SmartNews
Позицию брендов в рейтинге рассчитывают на основании стоимости компаний, которые ими владеют. При этом сумма умножается на процентный вклад бренда в финансовые результаты. В этом году общая стоимость брендов увеличилась на 2,6 трлн долларов (что почти в два раза больше суммарного роста, рассчитанного в прошлогоднем рейтинге). Эксперты Millward Brown Optimor считают, что высокие показатели роста говорят об улучшении экономической ситуации в мире. Первое место в рейтинге, как и прежде, заняла Apple, оцененная в 185 млрд долларов, а последнее — Volkswagen со стоимостью 8,79 млрд.
Специалисты отмечают, что рост стоимости бренда Сбербанка связан прежде всего с хорошими финансовыми показателями и продуманной маркетинговой стратегией. Так, за год его капитализация на Лондонской фондовой бирже выросла на 33%, активы — на 39,3%, а чистая прибыль — на 10,1%, что указано в отчетности Сбербанка по МСФО. Сейчас бывший советский монополист медленно, но верно двигается к завоеванию репутации глобального банка, о чем говорит то, что он купил «Тройку Диалог», Volksbank International и DenizBank.
— Безусловно, стоимость бренда «Сбербанк» напрямую связана с маркетинговой политикой. Такая простая вещь, как улучшение качества обслуживания, принесло свои плоды. Кроме того, сказалось то, что в маркетинг были вложены серьезные деньги, плюс играет роль и покупка крупных активов.
Что касается МТС, то капитализация компании выросла на 23%, а выручка всей группы — на 0,95%. При этом, по мнению специалистов, на позитивной динамике стоимости бренда в первую очередь отразилось то, что компания сделала ставку на продвижение и монетизацию передачи данных. Отчетность МТС показывает, что в России прибыль за прошлый год выросла на 34%. Немаловажен и тот факт, что под брендом «МТС» сегодня выступает банк МББР.
— Компания «МТС» понимает, что на сужающемся рынке телекоммуникаций возрастает необходимость существования крупной монополии. И МТС успешно занимается созданием такого крупного монопольного бренда. Здесь играет роль всё: и целенаправленное вложение средств в рекламу и маркетинг, и повышение качества услуг. При этом, несмотря на то что в прошлом году затраты на маркетинг были сокращены, в будущем компания, скорее всего, будет их увеличивать, что наверняка повысит МТС в следующем рейтинге брендов.
В МТС же отмечают, что основная причина повышения стоимости бренда — умение компании предвосхищать ожидания клиентов.
— Главным в трансформации бренда мы считаем умение вовремя и точно оценить актуальные потребности клиентов и предложить им возможности, предвосхищающие их ожидания. Так, сегодня мы делаем ставку на передачу данных. Мы не просто отвечаем на растущий спрос на мобильный интернет, мы его формируем, мы смело меняем тренды в этой сфере. МТС первой на российском рынке начала продажи функциональных смартфонов по цене ниже 100 долларов под собственным брендом и предоставила возможность бесплатно пользоваться услугами связи покупателям смартфонов в рознице МТС, мы первыми предложили бесплатные голосовые услуги при покупке пакетов интернет-трафика, изменив принятые на российском телеком-рынке принципы тарификации. Эффективность нашей стратегии подтверждается ростом финансовых показателей — по итогам года МТС на 34% увеличила выручку от услуг передачи данных, и сегодня мы видим, что это существенно повлияло и на рост стоимости бренда «МТС».
В ближайшем будущем, отмечают эксперты, в рейтинг брендов вполне смогут войти еще некоторые российские компании. Прежде всего речь идет о «Ростелекоме», «Мегафоне» и «Билайне», поскольку вложения в мобильную связь и интернет сейчас по относительным объемам превышают все другие области бизнеса.
— То, что широкими шагами шагает развитие телекоммуникационного сектора, видно невооруженным глазом. Думаю, в ближайшие годы в топ-100 окажутся все российские сотовые бренды. Также уверен, что туда может войти и «Яндекс», если приложит силы к еще более активному продвижению бренда. Кстати, тот факт, что наши бренды увеличились в стоимости, еще раз подчеркивает, что Россия в плане бизнеса идет американским путем — вкладывает деньги в маркетинг.
Видео
Видео: Елена Жидко на YouTube
Результаты рейтинга Millward Brown Optimor прошлого года
Россия может стать самой передовой страной Европы, по версии того же рейтинга, если учитывать контроль государства в Сбербанке, а сам Сбербанк, как олицетворение российской экономики, на балансе которого находятся активы почти всей страны и части мира. По версии арифметики — стоимость бренда равна стоимости ср.вз. капитала банка по отчетности, плюс стоимость бизнеса Сбербанка по ср.вз. котировкам (если есть что прибавлять), минус стоимость ср.вз. капитала. Совсем недавно телезрители наблюдали у Сбербанка — 0.2 стоимости не то что бренда, а аж самого ср.вз. капитала. А у России, тогда сколько запаса?