Защитили от французов. Коньяку и шампанскому разрешили быть русскими

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости

Французам не удалось запретить российским производителям спиртных напитков использовать термины «коньяк» и «шампанское». Росалкоголь постановил, что на кириллице эти слова не нарушают прав французских виноделов, а лишь маркируют продукцию в соответствии с ГОСТами.

Теперь французам не удастся заставить отечественных производителей клеить на бутылки с шампанским этикетки «игристое вино» и называть отечественные коньяки «виноградным бренди». Росалкогольрегулирование (РАР) четко дало понять, что слова «шампанское» и «коньяк», написанные на кириллице, ни у кого не отнимают прав, а всего лишь маркируют товары в соответствии с законом «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ) и ГОСТами.

Эта позиция была высказана в ответ на вопрос о предоставлении правовой охраны наименованиям «Шампанское/Champagne» и «Коньяк/Cognac», который поднял Роспатент в связи с вступлением России в ВТО. Несмотря на то что в ближайшее время в патентном ведомстве пройдет совещание о порядке регистрации наименований места происхождения товара, ситуации это не изменит, поскольку законодательство говорит в пользу кириллических терминов.

— Таким образом, «коньяк» и «шампанское» в Россий­ской Федерации являются видами продукции, а не наименованием места происхождения товара или географическим указанием. Подобная возможность допускается регламентом ЕС № 110/2008 от 15 января 2008 года. Россия не оспаривает прав французов на термины Champagne и Cognac на латинице, которые должны рассматриваться Роспатентом как указание места происхождения товара, то есть он должен быть произведен в соответствующих французских провинциях.

Французские производители шампанских вин и коньяков поднимают вопрос о незаконности российских маркировок с 1988 года. Из-за этого в 1990-е годы на отечественном рынке начали массово появляться «игристые вина» и «виноградные бренди», которые отталкивали потребителей, привыкших пить российские коньяки и шампанское. Проект техрегламента на винодельческую продукцию внесли в Госдуму в 2010 году. В нем предусматривался отказ от слов «шампанское» и «коньяк». Однако дальше предложений дело не пошло из-за создания Таможенного союза, который требовал общих регламентирующих документов. В итоге в 2011 году российская Ассоциация производителей игристых вин договорилась с Межпрофессиональным комитетом вин Шампани о том, что Россия откажется от использования французских терминов к 2022 году. Правда, эксперты считают, что решения, принятые подобными организациями, силы не имеют.

— Встречи и какие-то решения на уровне отраслевых ассоциаций вряд ли можно считать имеющими силу закона. Подобные решения надо принимать на правительственном уровне, причем разговаривать не с Францией, а с руководством Евросоюза.

Российские производители шампанского по большей части согласны отказаться от употребления французских терминов, однако отмечают, что на это нужно время.

— Требования французов справедливы, однако российским производителям необходимо время, чтобы приучить потребителей к новому названию. Например, Испании предоставили 15-летний переходный период, когда производители могли писать на этикетках как привычное слово champagne, так и новый термин cava, ныне используемый в Испании для обозначения игристых вин.

Что касается виноторговых компаний, работающих на отечественном рынке, то, по их мнению, французы вновь и вновь поднимают этот вопрос скорее из принципа, нежели из боязни потерять объемы продаж. А российские потребители прекрасно понимают, какое вино стоит на прилавках (российское или французское), поэтому им по большому счету все равно, разрешат применять наименования на кириллице или запретят.

— На работу алкогольных компаний это никак не повлияет, так как это соответствует текущему положению дел, не меняет ситуацию. В целом проблема довольно преувеличена, эти продукты находятся в совершенно разных потребительских нишах. Шампанское, сделанное в РФ, стоит от 150 рублей на полке, настоящие шампанские стоят от 2 тыс. рублей. Целевая группа у этих продуктов совсем разная. И покупатели прекрасно знают, что они покупают. Французы боятся за наименования скорее из принципа, чем из-за рыночной доли.

Согласны с этим и независимые эксперты, которые считают, что разговоры о наименованиях коньяков и шампанских вин — тема, которая никак не затрагивает интересы потребителей.

— Потребитель прекрасно понимает, что скрывается за термином «советское игристое» или за названием «кизлярское бренди». Как это ни назови, народ все равно любит и не перестанет покупать наши шампанские и коньяки. Поэтому подобные постановления никак не повлияют ни на объемы продаж российского алкоголя, ни на вкусовые приоритеты народа.

Видео

Французское шампанское имеет древнюю историю. Его производители считают себя вправе отстаивать во всем мире эксклюзивность этого наименования.

Пора уже французам унять свою гордость. Любой производитель может называть вино шаманским или коньяком. А как уж будет потребитель пить это — зависит от качества. Если у нас коньяки круче французских будут, то и будем мы называть их коньяками, а они пусть завидуют.

Французские шампанские и коньяки — напитки уникальные. Никто не имеет права забирать эти названия. Это просто возмутительно.

Автор

Елена Хотулева

Над статьей работала

Елена Горбачева

1 комментарий к материалу.

Тамара Медведева 14 марта 2013, 14:18

Мне вот лично всё равно - как называть - советское шампанское или российский коньяк. Всё это действительно написано русскими буквами и не имеет никакого отношения к месту производства этих напитков. По сложившейся традиции так и называем много лет уже этими именами эти напитки - и не французам решать, как по русски звучат те или иные наименования.

Добавить комментарий

Новое на сайте