В пятницу президент России Владимир Путин внес в Госдуму давно и многими ожидаемый законопроект: о возвращении смешанной системы выборов нижней палаты российского парламента. В 2016 году (или раньше) за половину, 225 мандатов, предстоит сражаться в округах. Заодно снижается барьер для партий — 5% голосов достаточно для создания думской фракции.
Поправки в закон «О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ» изложены в документе объемом 490 страниц. Вкратце проект предполагает возвращение смешанной системы: половина депутатов будет избираться по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам.
Выборы по партийным спискам будут по-прежнему проходить на пропорциональной основе: партийные списки будут получать мандаты пропорционально числу набранных голосов. Партия по-прежнему может включить в свой избирательный список беспартийных кандидатов (до половины списка).
Партийный список будет, как делалось в двух последних кампаниях, включать необязательную федеральную часть (до десяти кандидатов) и несколько региональных групп. Но число депутатов, избираемых по партийным спискам, сокращается вдвое (с 450 до 225), а значит, вдвое сократился и допустимый размер списка (будет от 200 до 300 кандидатов, сейчас установлена планка до 600) и минимальное число региональных групп (сейчас список должен включать не менее 70 групп, а будет не менее 35). Одновременно внесенные президентом новые поправки снижают барьер прохождения партии в Госдуму по федеральному списку с 7 до 5%.
Поддерживаю возвращение к смешанной с-ме выборов в ГД. Возвращение одномандатников на руку ЕР, но такая система более демократична.
Кандидаты-одномандатники, как и прежде, будут выдвигаться как партиями, так и в порядке самовыдвижения. Границы одномандатных округов будут утверждаться каждые 10 лет, соответственно будут сформированы окружные избиркомы (ОИК). Образование округов, как указано в пояснительной записке, осуществляется на основе «единой нормы представительства избирателей», что обеспечивает примерное равенство округов по числу голосующих.
Мы резко против. Не поддерживали эту идею, когда президент озвучил ее еще в своем послании, и не поддерживаем сейчас. Считаем, что это откат в прошлое. 10 лет в стране выстраивалась партийная система, и сейчас этот законопроект возвращает нас в прошлое. В первом чтении мы точно будем голосовать против. Партия власти стремится сохранить большинство в парламенте, и это (введение смешанной системы) единственный способ.
Видео
Так партии и кандидаты представляли себя избирателям в годы выборов по смешанной системе.
Единая норма, в свою очередь, определяется делением общего числа избирателей на общее число одномандатных округов (225 штук). В регионах, где число избирателей меньше единой нормы представительства, создадут по одному округу.
При подготовке законопроекта Центризбирком рассчитал для него финансово-экономическое обоснование — то есть стоимость для бюджета выборов Госдумы в 2016 году. Они обойдутся почти в 15 млрд рублей. Впрочем, дальновидные специалисты заранее заложили возможность заметного увеличения этой суммы.
По предварительным расчетам Центральной избирательной комиссии РФ, на эти цели потребуется около 14,3 млрд рублей (без учета расходов на системы видеонаблюдения). Указанная сумма определена ЦИК с учетом положений законопроекта, предусматривающих проведение выборов по одномандатным округам. В связи с этим высока вероятность изменения формы избирательного бюллетеня, который в случае внесения в него свыше 20 зарегистрированных федеральных списков кандидатов или свыше 30 кандидатов, зарегистрированных по одномандатному округу, может быть изготовлен в форме брошюры. Изготовление такого избирательного бюллетеня также потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Кстати, в соответствии с регламентом Думы президент Путин отозвал лежавший там без движения прежний вариант законопроекта «О выборах депутатов», внесенный Дмитрием Медведевым в период исполнения им президентских полномочий.
Видео
Еще одна подборка рекламных роликов партий и кандидатов-одномандатников тех времен.
Справка SmartNews
Выборы в Госдуму по смешанной (партийные списки и одномандатники. — Ред.) системе проходили в 1993–2004 годах. Как результат, думская система была нестабильна: одномандатники постоянно соединялись, разъединялись, меняли фракции, мнения, отзывали свои голоса — ведь никакая партийная дисциплина их не связывала, а проводить активную деятельность, рассчитанную на популяризацию своей личности, было необходимо, чтобы привлечь к себе внимание лоббистских групп и федеральных СМИ. Из-за того что фракции вели борьбу за голоса одномандатников, постоянно менялся списочный состав этих партийных представительств в Думе. Например, когда в 1998 году рейтинг правящей партии НДР упал с 10% до 1%, ее покинули практически все депутаты-одномандатники. А списочники остались.
Мне довелось избираться в одномандатном округе. Такая система имеет серьезные преимущества. В округе тебя все знают. Соответственно мера ответственности совсем другая. Это заставляет мобилизовываться. Но такой труд — и избрание, и последующая работа на территории — очень непростой. И некоторым нынешним парламентариям, не прошедшим подобной школы, наверное, придется тяжеловато. Тем более что на начало созыва, по моим подсчетам, оставалось всего порядка 80 депутатов, имевших опыт побед на одномандатных выборах в Госдуму. И часть из них — причем самые опытные люди, как Олег Морозов или Рамазан Абдулатипов, — с тех пор покинули парламент. Выходит, из каждых шестерых депутатов опыт работы в одномандатном округе сейчас имеет лишь один. Так что для Государственной думы смешанная система станет серьезным вызовом.
Концептуально наша фракция, думаю, поддержит законопроект в первом чтении. Тем не менее ко второму чтению мы будем бороться за изменение целого ряда конкретных позиций. Прежде всего, нам не очень нравится предложение осуществлять регистрацию на выборы в Государственную думу всех политических партий без сбора подписей избирателей. В ситуации, когда партий уже несколько десятков, а в перспективе к следующим выборам их число может перевалить за сотню, нужна какая-то фильтрация от партий-однодневок… нужно, на наш взгляд, снижать порог прохождения в Государственную думу не до 5%, как предлагается в президентском законопроекте, а по крайней мере до 3%, а может, и ниже. При этом документ, помимо всего прочего, запрещает создание избирательных блоков. Раз уж новые партии не смогут объединяться для прохождения в парламент, нужно снижать порог прохождения… Кроме того, у нас есть некоторые опасения, связанные с возвращением к смешанной системе выборов. Боюсь, что в политический дискурс вернутся существовавшие в начале 2000-х годов понятия вроде «список Газпрома», «список Лукойла» и других финансово-промышленных групп. Это якобы независимые одномандатники, которые на деле будут лояльными к региональным властям.
Конечно, единороссам нужно что-то менять, чтобы уцепиться за свои кресла. За 20 лет еще ни разу Госдума не избиралась по стабильно действующему закону. Нынешний законопроект возвращает нас в пещерный век фальсификаций и денежных мешков. Одномандатные округа — это не партия, не программа и не лидерство. Но зато это деньги и кланы.
3 комментария к материалу.