Фото: Роскосмос
Саботаж включили в список возможных причин аварии ракеты-носителя «Протон-М». 16 мая космический аппарат со спутником связи «Экспресс-АМ4Р» сгорел в плотных слоях атмосферы над территорией Китая. Пока наиболее вероятной причиной крушения считают разрушение подшипника турбонасоса в двигателе.
Межведомственная комиссия рассматривает версию преднамеренного саботажа как одну из причин аварии ракеты-носителя «Протон» 16 мая. Об этом сообщил председатель комиссии первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.
Все версии детально анализируются. На сегодняшний день более вероятной представляется версия разрушения узла подшипника турбонасосного агрегата. Но, повторюсь, все версии остаются в работе. Новых пока нет. Версия преднамеренного саботажа не исключена.
Александр Данилюк не уточнил, на каком именно этапе сборки ракеты-носителя мог произойти саботаж.
Комиссия, расследующая причины аварии «Протона-М», в список возможных причин аварии также включила разгерметизацию магистрали питания горючим рулевого двигателя третьей ступени, попадание посторонних предметов в механизмы и засорение фильтра топливопровода рулевого двигателя.
СПРАВКА SMARTNEWS
Ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М» предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Разработана в 1961–1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ имени М.В. Хруничева). Первый запуск комплекса «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года. Система управления «Протон-М» позволила решить ряд задач: улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, обеспечить пространственный маневр на активном участке полета и оперативный ввод или изменение полетного задания. С помощью «Протона-М» осуществляется развертывание спутниковой системы ГЛОНАСС, запускаются спутники серии «Экспресс», которые обеспечивают спутниковой связью все регионы России. Кроме того, ракету-носитель «Протон-М» широко используют для выведения космических аппаратов в интересах Минбороны РФ.
Фото: Роскосмос
Комиссия Роскосмоса слишком рано начала заявлять о возможных причинах аварии ракеты «Протон», считает вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Аварийной комиссии Роскосмоса сперва следует завершить свою работу и представить ее результаты в Правительство РФ, а уж потом мучить общество очередными версиями случившегося.
Между тем Роскосмос сообщил, что межведомственная комиссия не располагает данными о преднамеренном нарушении технологических норм, которые могли бы стать причиной аварии «Протона».
Версия, связанная с человеческим фактором, в том числе с намеренным нарушением технологических норм производства, рассматривается при расследовании любой аварии и инцидента, это стандартная процедура. У комиссии нет каких-либо данных, указывающих на это.
Комиссия считает самыми вероятными технические причины, все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени.
Напомним, стартовавший 16 мая с Байконура «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть (разгонный блок «Бриз-М» и космический аппарат «Экспресс-АМ4Р») не успела отделиться от ракеты, и спутник не попал на орбиту. По материалам комиссии, на «Протоне-М» произошел отказ рулевого двигателя третьей ступени ракеты.
По нашей предварительной информации, ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы. Головной блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и космического аппарата «Экспресс-АМ4Р» не успел отделиться от ракеты и не был выведен на орбиту.
Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин сообщил, что ракета и спутник были застрахованы на 7,8 млрд рублей. По расчетам специалистов Минкомсвязи, замену спутнику «Экспресс-АМ4Р» успеют подготовить только через три года. Этот аппарат, созданный европейской компанией EADS Astrium, был самым мощным и высокотехнологичным на сегодняшний день российским спутником связи. Роскосмос может поручить создание нового спутника связи уже российскому производителю — ИСС имени Решетнёва.
Я сторонник того, чтобы подобные спутники связи делали не за рубежом, а на российских предприятиях. По имеющейся у нас информации, страховка покроет затраты на его изготовление.
Справка SmartNews
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва входит в число мировых лидеров по числу подписанных контрактов на производство спутников связи. Специалисты ИСС за 50 лет создали более 1200 спутников, в частности космических аппаратов «Глонасс», ввели в эксплуатацию свыше 40 космических систем и комплексов. ИСС владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов — от проектирования до управления на всех орбитах.
Почти год назад уже случалась подобная авария. 2 июля 2013 года ракета «Протон-М» с тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Как установило следствие, авария произошла из-за того, что на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. Ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей, так как этот пуск не был застрахован.
Служебное расследование определило степень вины руководителей центра. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс России, тогда заявил, что за ненадлежащее исполнение обязанностей при изготовлении и подготовке к пуску ракеты-носителя «Протон-М» освобождены от должностей заместитель гендиректора по качеству центра Хруничева Александр Кобзарь, начальник цеха окончательной сборки Валерий Греков, начальник отдела технического контроля Михаил Лебедев.
Видео
Падение ракеты-носителя «Протон-М» 16 мая 2014 года
Видео: RT на русском/YouTube
Причины могут быть самые разные, следствие разберётся. А саботаж пока не исключают, но мне кажется, что это всего лишь упущение, которое ни на чём не основано.
15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе