В Астрахани собрались сразу пять президентов — на IV Каспийский саммит приехали лидеры России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. По итогам работы саммита главы государств подпишут ряд документов, в том числе политическое заявление, которое должно стать основой будущей Конвенции о правовом статусе Каспия.
Президент России Владимир Путин прибыл в Астрахань, где открыл саммит прикаспийских государств (России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении). По итогам работы саммита, как ожидается, будет подписан ряд документов, в том числе политическое заявление, которое станет основой будущей Конвенции о правовом статусе Каспия.
Каспийское море — стратегическое наследие пяти прикаспийских государств, их взаимодействие укрепит безопасность в регионе и поспособствует экономическому развитию, заявил президент России Владимир Путин, открывая саммит «прикаспийской пятерки».
Каспийское море и его богатства — стратегическое наследство всех государств, сохранение и преумножение которых — это ответственность перед будущими поколениями.
Глава государства отметил, что стороны намерены на саммите принять политическое заявление, которое будет положено в основу будущей конвенции о правовом статусе Каспия.
Сотрудничество наших государств будет способствовать укреплению региональной стабильности, а также эффективности в борьбе с терроризмом, экстремизмом, оборотом наркотиков, другими вызовами и угрозами, придаст дополнительную динамику экономическому развитию наших государств, повысит их конкурентоспособность на мировых рынках. <…>Каспийский регион является оазисом мира и добрососедства, в основе этой стабильности — бережное и взвешенное отношение прикаспийских государств, их народов, их руководителей ко всему, что связано с Каспийским морем, будь то вопросы безопасности, экономики, охрана окружающей среды.
Сложившаяся на Каспии обстановка доверия позволяет находить компромиссные развязки по самым сложным проблемам, убежден Путин. Есть желание обсуждать любые темы и находить компромиссы. «Эксперты провели большую работу, — оценил он. — Предстоит обсудить ее результаты и наметить приоритеты на ближайшую и более отдаленную перспективу и принять политическое заявление, в котором будут зафиксированы принципы многостороннего взаимодействия на Каспии, которые станут краеугольным камнем будущего базового документа — Конвенции о правовом статусе Каспийского моря».
В повестку дня, помимо правового статуса, безопасности и экономики, включены меры по развитию сотрудничества в сфере транспорта, по защите экосистемы, а также обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам.
Главы пяти прикаспийских государств договорились о принципах стабильного баланса вооружений на Каспийском море и военного строительства в пределах «разумной достаточности», говорится в политическом заявлении, принятом по итогам саммита.
Стороны договорились, что деятельность на Каспийском море будет осуществляться на основе согласованных ими принципов, в том числе «обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе», «обеспечения стабильного баланса вооружений сторон на Каспийском море», «осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга», говорится в заявлении.
Также участники саммита договорились о принципах «соблюдения согласованных мер доверия в военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочнению региональной безопасности и стабильности».
Лидеры подтвердили согласованный ранее принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».
Лидеры пяти прикаспийских государств договорились о принципах национального суверенитета каждой из стран над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и 10 «рыболовных» миль, говорится в политическом заявлении, принятом лидерами «каспийской пятерки».
«Деятельность сторон на Каспийском море будет осуществляться на основе согласованных ими принципов, в том числе национального суверенитета каждой стороны над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль и исключительных прав каждой стороны на добычу водных биологических ресурсов в пределах примыкающих к нему 10 морских миль, за которыми следует общее водное пространство при том понимании, что вопрос применения методик при установлении исходных линий будет предметом дальнейших консультаций сторон», — говорится в политическом заявлении.