Группа студентов Северного (Арктического) федерального университета вернулась из экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Десант участвовал в уборке металлолома и мусора, оставшихся от советских военных баз на архипелаге. SmartNews также побывал на ЗФИ и разобрался, грозит ли Арктике экологическая катастрофа.
«Обычно с первого захода не получается, тут вам не Шереметьево. Мы однажды только на четвертый раз сели», — офицер пограничного управления ФСБ РФ с трудом перекрикивает ревущие моторы грузовика Ан-26. После нескольких часов полета над океаном самолет круто поворачивает и решительно ныряет в облака. Начинает трясти.
Архипелаг Земля Франца-Иосифа заброшен далеко за край света. Человек до сих пор здесь гость. Точное количество островов не знает никто: большая часть ЗФИ подо льдом круглый год, а ворошить ледники и считать участки суши пока не приходило в голову даже самым смелым ученым. Аэродром из антуража не выбивается: заход по приводам, грунтовая полоса… Не Шереметьево…
Через пару минут самолет вынырнул из облаков. На грунте внизу — сплошная сетка следов от автомобилей. Они выглядят одинаково свежими, хотя некоторым уже не один десяток лет. Северные острова — даже не тундра. Это район арктических пустынь. Почвообразования здесь нет; если грузовик прошел по земле, колея переживет правнуков водителя. Стоит наступить на клочок мха — он останется мертвым на десятилетия.
Ан-26 коснулся полосы и сразу включил реверс. Пассажиры скользнули вперед по металлической лавке: пристегивать ремни на грузовиках почему-то считается моветоном или как минимум крайней степенью аэрофобии. Солнце сквозь неплотные облака подсвечивает сцену оранжево-коричневым светом. Цвет земли — ржавый. Несмотря на конец августа, на термометре ноль. Вокруг — люди в зеленых фуражках, некоторые вооружены. Просто так общаться с журналистами, а тем более называть свои имена, звания и должности пограничники не имеют права. На погранзаставе вообще много загадочного и секретного. В течение всего интервью начальник отделения «Нагурское» Валерий Бондарев говорил очень медленно, взвешивая каждое слово. А на большинство вопросов только загадочно улыбался.
— Сколько пограничников на заставе?
— Количества личного состава на заставе достаточно для выполнения возложенных на них функций и задач, — ответил офицер.
— В случае начала масштабных боевых действий…
— Давайте не будем об этом, — Валерий Бондарев усмехнулся и задумчиво посмотрел на стену с какими-то документами, заботливо укрытыми от посторонних глаз жалюзи.
— У меня есть ряд инструкций, как я должен действовать.
— Они под грифом?
— Конечно.
Идет сейчас очистка Арктики по указу президента. Мы осуществляем контроль и пропуск лиц в пограничную зону, следим за соблюдением пограничного режима. Оказываем помощь в размещении и проживании, обеспечении работы подрядных организаций по очистке архипелага.
Зато на свежем воздухе командир почувствовал себя явно раскованнее, чем в кабинете.
«Смотрите, Галя! — начальник заставы смотрит вверх и выкрикивает в воздух: — Галя, Галя, Галя!»
Тут же одна из чаек закладывает крутой вираж и начинает кружить над нами. В ответ на свое имя она что-то кричит. Непосвященному уху корреспондента SmartNews этот крик кажется похожим на издевательский смех.
«Мы ее с рук кормим, она к нам привыкла уже. Галя! Надо было хлебушка взять. Галя, Галя!» В ответ снова издевательский хохот.
Из-за облаков выглядывает солнце. Хочется надеть темные очки, хоть часы и показывают полпервого ночи. На такой широте полдень и полночь различить сложно. Неподалеку от заставы виднеются ржавые цистерны — тот самый хлам, на уборку которого сейчас тратят миллионы бюджетных рублей и сотни человеко-часов.
«Вот здесь наши студенты и работают. Сейчас их лучше не беспокоить, ребята спят. Работа тяжелая, они очень устают», — предупреждает Бондарев.
В свое время, после распада СССР, на архипелаге остались гнить останки военных частей, метеостанций, полярных баз. Тонны нефтепродуктов, металлолома и бытовых отходов грозили хрупкой природе уничтожением. Если уж армейский «Урал» оставляет за собой «выжженную землю», то бочки с нефтепродуктами грозят обернуться нешуточной экологической катастрофой.
Расчистка советского наследия идет второй год силами компании «Севморгео». В этом году им помогает группа студентов САФУ. Эффект видно даже с воздуха — острова покрыты уже не уродливыми бочками, а аккуратными белыми мешками с мусором. Хотя работы экологам хватит еще надолго.
Ребята работали от одного до двух месяцев, а их охраной от белых медведей занимались сотрудники национального парка «Русская Арктика». Студенты приняли участие в работах «Севморгео» по ликвидации загрязнения. Собрали в общей сложности 8 тыс. тонн отходов. Металлолом уже вывезли, а нефтепродукты, ГСМ и тому подобное складировано в специальных емкостях. Сами ребята остались довольны — работа интересная, к тому же экзотика.
Желающих попасть на острова хоть отбавляй. Счастливчиков — единицы. Тем же, кто прошел в «полярный стройотряд», впечатлений хватит на полжизни.
Попасть в отряд было непросто — конкурентов было 500 человек. Мы проходили пять медкомиссий, собеседования, психологические тесты, даже детектор лжи. Я сам живу в Северодвинске, мне очень интересно было посмотреть, как люди живут севернее, чем мы. И теперь я хочу туда на год уехать, попробую развивать экотуризм.
Пограничники в рамках своих полномочий помогают уборке. Люди, которые научились говорить с чайками и различают белых медведей в лицо, не могут оставаться равнодушными к большой свалке, в которую так или иначе превратился архипелаг. И погоны тут не помеха.
Самолет набирал высоту. Связь появилась внезапно, а капризная арктическая погода дала зеленый свет. Экипаж не стал упускать такой шанс и ранним утром поднял машину в воздух. Внизу океан сменялся белыми шапками ледников и небольшими участками голой земли, на которой не росло ничего, кроме редкого мха и желтых цветов не крупнее мизинца. Борт вернется сюда не раньше чем через месяц.
Видео
Владимир Путин: Арктике требуется генеральная уборка
Еще и с советских временно остались загрязнения?.. да уж, в таком случае уборка для Арктики нечто совершенно необходимое. Государство должно поддерживать чистоту, это естественное положение вещей для тех, кто думает, что он оставит грядущим поколениям.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе