В Северодвинске бьют тревогу: в доке стоит атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» с полным баком ядерного топлива, которое уже 33 года не выгружалось из заглушенного реактора. Корпус подводной лодки все быстрее приходит в негодность. Горожане и руководство местного судоремонтного завода обратились в Министерство обороны с просьбой, чтобы государство нашло средства на утилизацию ракетоносца.
Руководство судоремонтного предприятия «Звездочка» в Северодвинске заявило, что атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков», который стоит здесь в доке, угрожает жителям не только всего города, но и всего региона в целом экологической катастрофой. Топливо из ракетного реактора не выгружалось вот уже 33 года. Корпус ракетоносца начал приходить в негодность, ремонтировать списанный корабль, как предполагалось ранее, никто не собирается из-за отсутствия средств, поэтому, как считает руководство «Звездочки», нужно срочно решать, что делать со списанным кораблем.
Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно. Мы обращаемся и в Минобороны, и в «Росатом», чтобы был решен вопрос о его безопасной утилизации.
Надводный атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» еще 1996 году был выведен из боевого состава ВМФ и отправлен на ремонт в центр судоремонта «Звездочка», что в Северодвинске. Предполагалось, что крейсер будет отремонтирован, но средств на его модернизацию не нашлось. С тех пор корабль, представляющий угрозу для населения города, на борту которого находится ядерное топливо, стоит в доке.
Как SmartNews рассказали на предприятии, уже отработавшее ядерное топливо необходимо выгрузить. После этого крейсер будет безопасен. Кроме этого, необходимо в ближайшее время вывести его из акватории порта и освободить причальное место, которого так не хватает заводу.
Вопрос, связанный с утилизацией крейсера, болезненный и назрел давно. Средств на утилизацию судна у предприятия нет. Это очень дорогое удовольствие. Планировалось сделать это в рамках программы «Глобальное партнерство», но в нее мы не попали. Сейчас этот вопрос можно решить только на уровне руководства страны. К тому же это решение не одного дня. Необходимо пройти много согласований.
По оценкам экспертов, утилизация такого судна обойдется региону в десять раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подводной лодки. Цены высокие, так как опыта утилизации подобных судов в России просто нет.
Конечно, такое соседство мало кого обрадует. Если честно, то мне страшно. На мой взгляд, обществу, а в частности горожанам, необходимо подключиться к решению этого вопроса. Может, организовать сбор подписей, например?
В свое время прорабатывались, по рассказам специалистов, международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы «Глобального партнерства», принятой на саммите стран «Большой восьмерки» в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализованы.
Капсулизировать — и в могильник к Новой Земле. Там уже хуже не будет. Сам корпус — разоружить и подыскать ему место, где можно затопить в качестве искусственного рифа. Как это делают американцы у своего побережья. Разделка с нашим уровнем развития — нонсенс. Невыгодно, да и технологически невозможно. Грузовые теплоходы на разделку гонят в Азию, там рабсила копеечная и дока не нужно, выбросят на пляж и пилят.
Что-то я не пойму, вроде ведь собирались модернизировать и в строй вернуть? Это дешевле выходило, чем пилить. Корабль-красавец, хоть бы в качестве музея оставили.
Справка SmartNews
«Адмирал Ушаков» (до мая 1992 года — «Киров»), был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1980 году. С 1990 года корабль нуждался в ремонте и в морских походах не участвовал. По данным из открытых источников, крейсер имеет длину 251 метр, ширину — 28,5 метра, осадку — 9 метров и водоизмещение — 28 тыс. тонн. Энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов.
Видео
Видимо настала пора, создать отдельное предприятие по утилизации морских судов(военных, гражданских, рыболовных и др.). За время существования морского и речного флота в стране накопилось достаточное количество судов подлежащих утилизации. Во-первых, это сотни тысяч тонн металла для металлургии, очистка от хлама, акваторий портов, возможность использования исправных,отдельных узлов для ремонта однотипных судов.На первых порах, возможно это будет и убыточное предприятие, но со временем оно может стать самоокупаемым.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе