Единственный субъект России, который не связан с другими регионами автомобильной или железной дорогой, теперь получит связь с «большой землей». В Ненецком округе сдали первый участок магистрали, которая может связать НАО с материком. Первые семь километров пути уже связали Нарьян-Мар и село Тельвиска. Таким образом, впервые за два десятка лет дорожное строительство вышло за пределы городской агломерации Нарьян-Мар.
Власти Ненецкого округа приступили к строительству дороги в обход Усинска, вверх по Печоре. Здесь сосредоточена почти половина населенных пунктов округа, и такая дорога могла бы не только связать НАО с «большой землей», но и пользоваться спросом в качестве региональной магистрали. Первым населенным пунктом на пути дороги станет село Тельвиска, исторический центр Ненецкого округа.
Вместе с этим Ненецкий округ был и остается единственным субъектом России, который не связан с другими регионами автомобильной или железной дорогой. Наземное сообщение между населенными пунктами округа также отсутствует. Магистраль, которая должна связать Нарьян-Мар и российскую дорожную сеть, трасса на Усинск в Республике Коми — строится с 1989 года. Незавершенными остаются 63 километра, стоимость окончания работ оценвается в 6 млрд рублей
Справка SmartNews
Село Тельвиска расположено в 5 километрах от Нарьян-Мара, вверх по Печоре. Основано как в первой половине XVI века. В 1574 году в Тельвиске было построено 3 промысловых сарая. В 1678 году зарегистрировано 4 двора, 18 жителей. В 1861 году — 23 двора, 149 жителей. Их главные занятия — рыболовство, извоз, охота, животноводство. До 2 марта 1932 года село было административной столицей Ненецкого национального округа, Северного края, откуда приказом ВЦИК центр был перенесен в рабочий поселок Нарьян-Мар. В 2010 году в селе проживало 592 человека.
Сейчас на участок Устье — Тошвиска подготовлено и сделано экономическое обоснование. Участок 66 километров предусматривает пересечение 10 водотоков. Отворотка будет построена на Оксино, на Лабожское, на Великовисочное — Лабожское. Понтонные либо паромные переправы. Либо зимой ледовые переправы. Ну и дорога будет доходить до Тошвиски, до границы округа с Коми.
В период короткой летней навигации из Нарьян-Мара в Тельвиску курсируют теплоходы и скоростные катера, почти всегда заполненные до отказа. Зимой Печора промерзает настолько, что по льду могут передвигаться даже грузовики. Ежегодно дорожные службы обустраивают ледовую переправу, по которой ежедневно проходят десятки машин и пешеходов. Многие жители Тельвиски работают в Нарьян-Маре, обеспечивая загрузку транспортной инфраструктуры. Однако весной и осенью наступает распутица, в селе работает только вертолетное сообщение — непопулярное ввиду дороговизны.
Тельвиска действительно совсем рядышком с Нарьян-Маром (10 минут езды). Для сравнения: до Красного на машине — минут 40–45. И дорога до Тельвиски — это здорово! У нас (арктиканцев) по гранту заложен концерт в Тельвиске, одна вот проблема — доехать до нее. Нам говорят: река замерзнет — приезжайте!
Первые шаги в сторону Тельвиски асфальтоукладчик сделал в сентябре 2013-го. На трассу уложили твердое покрытие в два слоя. Технологически — стройка непростая, дорогу нужно приподнять на высоту до 7 метров, чтобы ее не смыло первым же паводком. Под полотном пройдет порядка 15 труб, чтобы обеспечить циркуляцию воды между водоемами. Не забыли и о фауне.
В трубах будет искусственно сделанное русло, ил насыпан, камешки. Предусмотрено проектом так, чтобы рыба не пугалась и заходила в это озеро.
В конце ноября дорожники возвели понтонную переправу, первую в Ненецком округе. Доставка и монтаж обернулись серьезными трудностями. Мост состоит из 6 секций, каждая массой 30 тонн и длиной 24 метра. Завозить такой груз пришлось двумя рейсами. Второй выполнялся уже под прикрытием ледокола. Сами понтоны монтировали в замерзающей на глазах протоке. Однако строители справились, и мост благополучно вморозили в лед на зимовку. Для автолюбителей он закрыт, но автомобили экстренных служб может пропускать уже сегодня.
Стоить окружному бюджету новая дорога будет полмиллиарда рублей. Длина магистрали составит 7 километров. Трасса пройдет через все село, здесь будет установлено уличное освещение. Тогда Тельвиска станет полноценным пригородом Нарьян-Мара. Следующий этап — постройка 16 километров до деревни Устье, а дальше — магистраль до Тошвиски (пограничная с Коми деревня).
О проекте дороги на Коми говорить начали еще в 80-х годах. Потом нагрянула свобода и освободила страну от денег. Эта дорога для округа гораздо актуальнее, чем на Усинск. Просто нефтянка стала к месторождениям дорогу тянуть, и округ решил, что и нам туда. А дорога, которая свяжет села по реке, — это артерия, по которой побежит кислород для развития сел. Опять же при первом желании можно на концерты в ДК тельвисочный съездить.
Срок сдачи дороги на Тельвиску — декабрь 2014 года. Магистраль на Устье готова к торгам — проектная документация сдана. Когда будет построена остальная часть пути — пока неизвестно даже приблизительно. Впрочем, похожая ситуация наблюдается и с дорогой на Усинск. А значит, НАО еще долго сохранит статус самого изолированного региона России.
Видео
Чем больше в России будет строится дорог до таких «медвежьих уголков», тем меньше их останется, а их жителям будет проще жить.
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе