В Северодвинске центр судоремонта «Звездочка» передаст ВМФ России новый корабль спецназначения и отремонтирует атомную подводную лодку «Екатеринбург». На втором северодвинском оборонном предприятии «Севмаш» будут заложены две новых атомных подводных лодки проекта «Борей».
На северных верфях выполнение гособоронзаказа идет полным ходом. В Северодвинске судоремонтный центр «Звездочка» строит для ВМФ России серию судов специального назначения. В этом году северодвинским корабелам предстоит сдать второе судно серии — морской транспорт вооружения «Академик Ковалев». Сейчас строятся сразу два судна, и в 2014 году будет заложен четвертый корабль.
2014 год — юбилейный для предприятия, «Звездочка» отметит свое 60-летие. Могу отметить, что в последние годы значительно увеличилось число кораблей, которые проходят у нас ремонт и модернизацию. Еще десять лет назад мы занимались в основном стратегическими ракетоносцами проекта «Дельфин». Сейчас это уже пять различных проектов — это атомные и дизель-электрические подлодки. Не говоря уже о надводных судах.
«Звездочка» приступает к ремонту многоцелевых атомных подлодок проекта 971, так называемых «Барсов». Первый атомоход — «Леопард» — уже находится на судоверфи. В наступившем году в Северодвинск придет «Волк». С голландской транспортной компанией заключается контракт на транспортировку «Братска» и «Самары» с Тихоокеанского флота по Северному морскому пути на лето этого года.
У предприятия заключен контракт на модернизацию и ремонт двух АПЛ с титановым корпусом проекта «Барракуда» — «Карп» и «Кострома». В 2014 году планируется спуск на воду после модернизации и среднего ремонта дизель-электрической подлодки «Владикавказ», будет завершено восстановление АПЛ «Екатеринбург» и принят в ремонт однотипный ракетоносец «Тула».
Справка SmartNews
«Звездочка» — ведущая российская верфь по ремонту и модернизации атомных подводных лодок, здесь также освоено строительство надводных судов. С начала производственной деятельности выполнены ремонт и переоборудование 120 подводных лодок, из которых 85 — с атомной энергетической установкой. Также отремонтированы 87 надводных кораблей Военно-морского флота и гражданских судов (ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и другие). Построено 240 судов, плавсредств и сооружений, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост через реку Печора, 12 корпусов портовых буксиров для иностранного заказчика, 5 сухогрузных судов проекта 16900, 2 траулера проекта 50010 и так далее.
Ремонт подводной лодки «Екатеринбург». Фото: блог пресс-службы ЦС «Звездочка»
Готовящееся к сдаче ВМФ судно спецназначения «Академик Ковалев» развивает концепцию морского спасательного буксирного судна «Звездочка», которое было построено северодвинской верфью и передано ВМФ в 2010 году и хорошо себя зарекомендовало. «Академик Ковалев» — судно усиленного ледового класса, предназначенное для погрузки, выгрузки и транспортировки образцов вооружений.
Судно было названо в честь выдающегося конструктора подводных лодок академика Сергея Ковалева, который более полвека возглавлял Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» в Санкт- Петербурге. Инициатива увековечить память выдающегося конструктора подводных ракетоносцев принадлежит коллективам «Звездочки», ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО ПО «Севмаш». В 2013 году на корабле было закончено формирование корпуса. Весной судно планируется вывести из эллинга и спустить на воду для достройки на плаву.
Корабль «Академик Ковалев» на стапеле. Фото: блог пресс-службы ЦС «Звездочка»
На одной стапельной линии с «Академиком Ковалевым» строится третий корабль проекта — спасательное буксирное судно «Академик Александров», названное в честь выдающегося физика, одного из отцов отечественного атомного подводного флота, и в 2014 году будет заложен четвертый корабль. На предприятии не исключают строительства и экспортного варианта таких судов. На втором северодвинском гиганте оборонной промышленности — Северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» — в 2014 году заложат две новых стратегических атомных подводных лодки проекта 955А «Борей». Строительство подлодок этого проекта ведется в рамках госпрограммы вооружений России на 2011–2020 годы, которая предусматривает принятие в состав ВМФ восьми кораблей. Головной корабль этого проекта «Юрий Долгорукий» был принят на вооружение России 10 января 2013 года, «Александр Невский» 23 декабря 2013 года. «Владимир Мономах» в настоящее время проходит испытания, «Князь Владимир» строится на Севмаше.
Предполагается, что закладка новых кораблей будет приурочена к праздникам: Дню моряка-подводника 19 марта и Дню ВМФ России, который отмечается в последнее воскресенье июля.
Видео
Но в последние годы не исчезают мнения военных экспертов, что дефицит кадров в оборонке может сорвать выполнение важной госпрограммы. Согласно статистике, средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности — 55–57 лет. Из них доля специалистов в возрасте свыше 60 лет кое-где превышает 30%. Самый большой дефицит в отрасли наблюдается в возрастной группе 35–45 лет.
На предновогоднем совещании в администрации Архангельской области, посвященном развитию регионального судостроения, этот вопрос также обсуждался.
Задача номер один — это обеспечение кадрами и жильем рабочих судостроительных предприятий в Северодвинске. Для рабочих, выполняющих государственный оборонный заказ, будет построено 150 тысяч кв. метров жилья. Также планируется повысить для них зарплату на 70%, до 58 тыс. рублей в месяц.
— Сейчас соответствующие госпрограммы по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для организаций ОПК приняты и уже начинают работать. Но даже если эти программы будут реализованы, они все-таки вряд ли смогут восполнить колоссальный кадровый дефицит, удовлетворив нужды ОПК в специалистах с высшим образованием менее чем на 30%, а со средним профессиональным образованием — только на 7%. Нужен перелом в общественном сознании. И дело не только в деньгах. Если профессия инженера или техника станет как минимум престижной в умах молодых, проблем станет куда меньше.
Наращивание темпов, строительства и ремонта кораблей ВМФ, в связи с программой перевооружения, потребует напряжения не только многих отраслей промышленности, но, и подготовки кадров для них. В прошлые десятилетия, слово, инженер было, чуть ли не ругательным. Специалистов в промышленности, катастрофически не хватает, поэтому необходимо возрождать обучение, буквально в двух шагах или на самом производстве. Старых кадров, раз,два и обчелся, нужно учить, пока есть кому учить.И как уже говорилось, для привлечения людей, необходимо поднимать социальную сферу, престижность профессий, судостроителя, авиастроителя и др.Возрождать славу России, как великой морской державы, тогда не будет таких инцидентов, как в Сенегале с нашим рыболовным судном.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе