Жителю Архангельска отказали в компенсации морального вреда за паспорт с ошибкой, а вместе с ним и испорченный отдых. Дмитрий Белоусов в течение двух лет беспрепятственно выезжал за границу с неверными данными — у него был указан не тот пол. Опечатку он обнаружил совсем недавно.
Дмитрий Белоусов из Архангельска не смог получить компенсацию морального вреда за женский пол в своем загранпаспорте. Федеральная миграционная служба России и Министерство финансов Российской Федерации возместили архангелогородцу около 120 тыс. рублей фактического ущерба, который Дмитрий Белоусов претерпел из-за испорченного отпуска. Из-за ошибки он не смог вылететь с ребенком в отпуск во Вьетнам. Заграничный паспорт с ошибочными данными Дмитрию Белоусову выдали еще в июне 2011 года. И два раза Дмитрий беспрепятственно выезжал за границу именно по этому документу.
В данном случае имела место ошибка специалистов УФМС России по Архангельской области, а такого рода дела не влекут возмещения морального вреда. Гипотетически можно представить, что если бы истец не вылетел к месту отдыха из-за переноса рейсов, тогда бы были нарушены его потребительские права и он имел право на возмещение морального вреда. Но не в этом случае. Кроме того, в суд первой и второй инстанции он обращался с одними требованиями, в президиум областного суда — с иными. И то, что в судах других регионов были приняты решения о возмещении морального вреда в, казалось бы, похожих ситуациях, не стоит воспринимать буквально. Каждое дело имеет свои индивидуальные особенности, которые человек без юридического образования и не вникнувший в суть дела может и не увидеть.
18 июня прошлого года, когда я вместе с ребенком проходил паспортный контроль в аэропорту Шереметьево перед посадкой в самолет во Вьетнам, мне сказали: «У вас в паспорте пол женский» — и не пропустили дальше. Представляете ситуацию? У моего 11-летнего сына истерика, потом нам пришлось прожить неделю в Москве, потому что мы не могли купить билеты и уехать обратно в Архангельск. А из одежды у нас были только, грубо говоря, шорты и шлепанцы, так как мы планировали уехать на юг. Сын заболел. А у него и так есть проблемы со здоровьем, и именно поэтому я хотел вывезти его во Вьетнам.
Вернувшись в Архангельск, Дмитрий отправился оформлять в миграционной службе Архангельской области новый загранпаспорт. Но там этот документ сделали только на восемь лет, аргументировав это тем, что два года паспорт Дмитрий уже использовал, даже если и был идентифицирован как женщина. С него даже попытались повторно взять госпошлину за замену паспорта.
Но как же так? За него я уже заплатил, а получил дефектный паспорт, так почему же должен снова перечислять 2,5 тыс. рублей? Я отказался. И встретили меня в УФМС отнюдь не любезно, еще меня же и обвинив в том, что я внимательно не просмотрел все данные в загранпаспорте при получении… А когда новый загранпаспорт был готов, отметку о его данных поставили в отечественный паспорт вверх головой. Об официальных извинениях речь даже не шла. Деньги за путевку вернуть не удалось. В турагентстве мы не оформляли страховку от невыезда. Из всей суммы путевки возвратилось только 13 тыс. рублей — оплата за питание в отеле. Ответственности за правильность оформления загранпаспорта и снятие туриста с рейса таможенными и пограничными органами турагентство не несет.
Не удивляюсь: в августе 2012 года, получив на сайте УФМС информацию о готовности своего загранпаспорта, купила за 7 000 рублей авиабилет из Москвы, примчалась в Архангельск. Как оказалось, паспорт не только не был готов, но даже информацию — спустя месяц — никто не отправил в Москву. Так что история Белоусова — не «досадное исключение». И сколько еще таких историй, о которых мы не знаем?
Дмитрию, вернувшись в Архангельск, пришлось работать на нескольких работах, чтобы все-таки свозить сына в теплые страны. В августе семья уехала во Вьетнам. Но до этого Дмитрий подал иск о компенсации материального и морального вреда к Управлению Федеральной миграционной службы по Архангельской области и Министерству финансов РФ. В суде представитель УФМС России по Архангельской области указал, что паспортом Белоусов пользовался в течение двух лет — у него было время более внимательно ознакомиться с документом и заменить его. Сумма компенсации тоже оспаривалась, как и само право требовать возмещение убытков.
Между тем административный регламент ФМС предусматривает, что именно сотрудник службы несет ответственность за правильность оформления паспорта. И у гражданина, кстати, нет права выбора пола или, скажем, иной фамилии, при установлении которых он должен «просто расписаться». Госуслуга оплачена, и гражданину были обязаны выдать надлежащим образом оформленный документ, а то, проверял он данные при получении или нет, не имеет правового значения.
Однако суды первой и апелляционной инстанций в целом согласились с позицией истца в отношении возмещения материального ущерба — с Министерства финансов РФ за счет казны было взыскано около 120 тыс. рублей (оплата путевки, билетов, работы юриста, госпошлины). А вот в компенсации морального вреда было отказано. Речь идет о сумме 100 тыс. рублей — по 50 тыс. на истца и его ребенка.
С учетом оплаты услуг адвоката я даже оказался в минусе. Сама путевка стоила около 87 тыс. рублей, но пришлось еще покупать билеты Архангельск — Москва и обратно. А наши потраченные нервы, болезнь ребенка, то есть компенсация морального вреда выплачена не была. А компенсацию, кстати, я получил только 27 декабря прошлого года.
— Первая инстанция вообще не обратила внимания, что моральный вред причинен нарушением права свободного передвижения (выезда за границу). В свою очередь коллегия Архангельского областного суда указала, что требования о взыскании морального ущерба связаны с ненадлежащим оформлением загранпаспорта — за него оплачена госпошлина, но услуга оказана некачественно, значит, речь идет о нарушении имущественных прав. А по действующему законодательству в этом случае моральной компенсации не предусмотрено.
Впрочем, Дмитрий сдаваться не собирается.
Я на этом не остановлюсь, буду обращаться в Верховный суд России, а если не поможет, то в Европейский суд по правам человека, даже если получу 30 рублей компенсации. Дело не в деньгах, а в принципе. Я хочу в этой стране добиться справедливости. Было нарушено мое право на свободу передвижения, испорчен отпуск у ребенка. Я вкалывал на нескольких работах, чтобы все-таки свозить его во Вьетнам, и буду снова работать как вол, чтобы оплатить все судебные издержки.
5 комментариев к материалу.