Архангельская область находится в поисках своего туристического «я». Тем более что в соседней, более южной, Вологодской области не зарастает народная тропа в резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге. Власти региона решили перенять опыт своих коллег.
В Архангельской области не утихают споры о туристическом бренде региона. В областном правительстве пристально изучили успешный опыт Великого Устюга и пришли к выводу, что людям нравятся сказочные персонажи. Недаром на Новгородчине «поселился» Соловей-разбойник, в Туле — Левша, а город Киров обозначен на «Сказочной карте России» как родина кикиморы.
Поэтому привлечь поток туристов в Архангельск тоже решили с помощью сказок. Несколько лет назад в регионе начали развивать бренд «Край северной сказки», который должен был объединить места поселения сказочных героев в нескольких районах. Очень удачно в эту концепцию уложился тот факт, что село Вершинино Плесецкого района еще в 2001 году забронировало за собой звание родины Ивана-дурака.
А началось все с того, что местная журналистка предложила властям использовать в туристических целях факт рождения в Плесецком районе сказочника Александра Нечаева. Под избушку Иванушки-дурачка даже присмотрели пустующий дом, но денег для его обустройства так и не нашлось.
Тогда в селе Вершинино стали проводить праздник-шутку «Кенозерская дураковина».
Праздник получил широкий резонанс как у нас в районе, так и в области и имеет далеко идущие перспективы в своем развитии. В рамках праздника получен неплохой опыт приключенческого туризма.
Впрочем, идея развивать туристический бренд «родового гнезда» Иванушки-дурачка многим жителям области не понравилась. Теперь в заголовках региональных новостей всю Архангельскую область зачастую величают родиной Иванов-дураков.
Мы считаем этот бренд искусственным и даже несколько оскорбительным для жителей района.
В 2003 году в другом районе Архангельской области — Красноборском — появилось «Царство Белого гриба». Этот проект был поддержан администрацией области, и в 13 километрах от районного центра Красноборска, на территории Шеломянских деревень, приступили к строительству «резиденции царя грибов». Пока, правда, строительство затягивается.
Мне посчастливилось побывать на Празднике белого гриба. Он проходит аккурат перед самым началом грибной страды. Проехал я с туристами по туристическому маршруту, посетив и форпост «Царства Белого гриба», и путевой камень, и заманиху с лесными чудесами, и даже резиденцию царя-гриба… После были трактир «Грибная выть», конкурс на лучшую частушку о грибах, конкурс грибников и даже встреча дорогого гостя — Деда Мороза из Великого Устюга. Всё было великолепно.
Строительство «Царства Белого гриба» в Красноборском районе планировали завершить в прошлом году, но пока возведено только одно здание. Более того, в Красноборский район с наступлением грибного сезона съезжаются не туристы, а гастарбайтеры со всех ближайших районов и областей для сбора грибов на продажу.
Откуда только не приезжают эти заготовители грибов и ягод — из Татарстана, Литвы, Белоруссии, Москвы… Из Вологды на сбор привозят по 50 человек. Они здесь палатки раскидывают, костры жгут, сосны вырубают, мусорят.
Архангельск, конечно, тоже не остался в стороне от сказочной истории. В 2005 году жители города с подачи тогдашнего мэра решили выбрать своим символом снеговика. В ту зиму они вылепили сотни снеговиков. В 2006 году в День города снеговик спустился с самого высокого, 24-этажного, здания в Архангельске. В прошлом году сказочный бренд прошел официальную регистрацию в качестве товарного знака «Архангельск — родина Снеговика».
На базе муниципального учреждения культуры создается «Волшебный дом Снеговика» — познавательный семейный центр, включающий в себя Волшебную мастерскую Снеговика, научную лабораторию, музей снега.
Тема снежных персонажей была поддержана в Яренске Ленского района — это село стало родиной Матушки Зимы. Был организован фестиваль «Снежное кружево Зимы». Для резиденции Зимы администрацией Ленского района был предоставлен старинный дом купца Ешкилева, в котором часть интерьера стали стилизовать под старину и сказку.
В летописи Спасо-Преображенского собора есть упоминание о том, что в 1882 году была сильная метель, «так что крыши многих домов сняло». И в деревне Сибирь Яренского уезда (в трех километрах от Яренска) у Деда Мороза и Матушки Метелицы родилась Зимушка-Зима. Хоть поверьте, хоть проверьте.
вааааааауууууу!!!!! или огггооооооооо!!!!!! первое, что вырвалось))) Только после посещения резиденции понимаешь, что слова Яренск и Туризм не так уж и далеки друг от друга. Очень приятно, что нашлись активные, креативные, заинтересованные люди, спасибо Вам большое!!!
Но споры по поводу туристического будущего Архангельской области не утихают. В какой-то момент бренд «Край северной сказки» был раскритикован, и общим голосованием был принят зонтичный бренд «Поморье». Но как его раскручивать и что делать, чтобы его не путали с Приморьем, пока тоже непонятно. Предлагаются и новые туристические бренды. Кстати, по легенде, именно в Архангельске Петр I создал российский флаг, разорвав голландское знамя и переставив полоски местами.
Архангельская область — родина первопроходцев, надо так и позиционировать себя, больше ничего придумывать не надо. «Родина снеговика» — это все надуманно, у нас есть фигуры мирового значения и ими надо гордиться. А мы даже звание родины кораблестроения отдали Воронежу!
Видео
Как развивается туризм в Кенозерском национальном парке Архангельской области
Видео: VESTIALANIA/YouTube
Я тоже придерживаюсь той позиции, что предпочтения надо отдавать не сказочным героям, а более значимым фигурам, которые прославили город. Если архангельцы считают себя первопроходцами, то почему бы не придумать в таком ключе символ города?
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе