Фото: m.aviaforum.ru
В Архангельске начали производить новый вид транспорта — аэроботы. Это нечто среднее между лодкой и аэросанями. Лодки, способные ходить не только по воде, но и по ледово-снежной каше, шуге, тонкому льду, снегу, земле, камням, могут быть особенно востребованы на Севере в периоды межсезонья.
Многие жители региона, проживающие вблизи рек, сталкиваются с проблемой переправы через водоем в осенне-зимний период. Так, в Онеге период замерзания реки становится временем, когда горожане рискуют своей жизнью. Архангельские предприниматели предложили решение проблемы — они наладили выпуск аэролодок, которые могут успешно пересекать реки вне зависимости от сезона.
Справка SmartNews
Аэробот приводится в движение шестилопастным винтом, напоминающим большой вентилятор, а его, в свою очередь, приводит в движение обыкновенный автомобильный двигатель. С одной стороны, это лодка, так как аэробот прекрасно держится на воде. С другой стороны, это сани, поскольку днище у него плоское, что позволяет без труда проходить по любым поверхностям, кроме асфальта.
Аэролодки — это новый вид транспорта, появился он не так давно. Мы не первые производители в России, но в нашем регионе — первые и единственные. Прообразом аэроботов являлись аэросани, которые использовались на Севере еще в 30-х годах XX века. Этот вид транспорта сложно зарегистрировать, так как он не внесен ни в перечень наземных транспортных средств, ни в перечень водного транспорта. Однако в последнее время это становится всё более возможным.
Аэроботы можно сравнить с судами на воздушной подушке — маломерным судном, на право вождения которого необходимо соответствующее удостоверение. Также необходимы навыки управления снегоходом и лодкой, а желательно иметь еще и два вида прав. Однако научиться водить именно аэроботы можно на курсах ГИМС.
Мы сознательно стремились к простоте в управлении. Мы уверены, что наши лодки будут приобретать люди, проживающие не в городе, а в деревне, ведь именно они испытывают наибольшую необходимость во внедорожном транспорте.
Подготовка к выпуску аэролодок шла в Архангельске три года. Именно столько времени потребовалось предпринимателям, чтобы окончательно подтвердить свои наработки в испытаниях. Производство и сейчас штучное, но в планах Сергея Ачмиза и его коллег — расширить производство.
Действительно, всё новое — это хорошо забытое старое. Раньше пользовались аэросанями, а сейчас они преобразились в аэролодки. Мы с удовольствием участвуем в этом проекте, лодки производятся на нашей базе, и мы готовы в случае необходимости увеличивать объемы. Могу сказать точно — эта продукция востребована!
Производство каждой лодки занимает примерно 2–3 месяца, лодка изготавливается под конкретного заказчика. В настоящее время ведутся испытания лодок для обеспечения безопасной транспортировки людей по акватории порта.
У нас есть три лодки подобного плана — аэросани-амфибия. Мы приобрели их для спасения людей на воде в 2005 году в Нижнем Новгороде, но у них есть ряд минусов. Поэтому я участвовал в испытаниях архангельских лодок. Они незаменимы в нашей работе, потому что могут передвигаться почти по любой местности, даже по кустарнику. У них высокая маневренность, с их помощью мы вывозим травмированных людей, рожениц из труднодоступных мест. Архангельские производители учли несовершенство нижегородских моделей аэролодок. Мы планируем осуществить у них закупку уже в этом году. Во-первых, эти аэролодки нам нужны. Во-вторых, производитель находится в Архангельске, а значит, техническое и сервисное обслуживание будет производить на порядок легче. А в-третьих, деньги нужно оставлять в своем регионе.
Внедорожный транспорт весьма актуален для северных регионов. Количество рейсов речного общественного транспорта неуклонно сокращается ввиду убыточности этой деятельности. Но в Архангельске появились предложения сделать речное такси, используя архангельский аэробот. Пока такое такси не действует, однако проект коммерческих перевозок на аэроботах уже запущен, остается только дождаться первых рейсов.
Первые аэросани упоминаются в сказке «По щучьему велению». А вот в реале сделать сложнее. Да ещё с «тойотовским» двигателем. Да ещё чтобы бегали.
Всякая техника предназначена для своих целей, катер например для летней навигации, снегоход для зимы, а аэробот не заменим между этими периодами, хотя может использоваться и круглый год, попробуй пройти на катере или лодке по перекату или по няшам, да и зимой на снегоходе опасаешься промоин, которых аэробот даже не заметит.
Видео
Фото от Анатолий Губарев
Vovan прав, похожий аппарат показывали ещё в фильме «Вратарь». Кто не помнит — советский фильм 1936 года.
Только там и многие годы в Советском Союзе эти аппараты назывались глиссерами.
Глиссеры разных типов довольно широко распространены: чаще всего это маломерные суда (аэроботы, катера, гидроциклы), небольшие пассажирские скоростные суда (например, теплоходы типа «Заря», ещё в 70-х на таком плавал по Оби), торпедные и противолодочные катера, пожарные и спасательные суда.
Глиссеры характеризуются сильными ударными нагрузками при движении на волнении, так что они не вездеходны, есть серьёзные ограничения.
При движении, благодаря специальной форме корпуса с плоским днищем, либо с уступами на днище(так называемые реданы), судно выплывает и «выходит на редан», скользя по поверхности воды — глиссирует. В результате существенно уменьшается площадь соприкосновения днища с водой и резко уменьшается потребляемая мощность (у «Зари» — втрое).
Но все глиссеры ещё слишком чувствительны к нагрузке — незначительное её увеличение или изменение центровки может привести к тому, что судно не выйдет на редан. Хорошая штука, но не панацея.
Кстати, по зимнику и шуге московская МЧС, например, использует катера на воздушной подушке. Да и так зимой народ катают
Я не против того, что люди что-то делают своими руками и это что-то активно используется в быту и на работе. Но стоит ли изобретать велосипед там, где можно использовать существующие
Видео
Сертификат на данную продукцию производителем получен. (см на сайте aboats.ru)
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе