В новом учебном году в Астрахани специалистов по микроэлектронике и робототехнике будут готовить прямо со школьной скамьи. В области начинает работу первый в стране школьный технопарк — особый ресурсный центр, где талантливые подростки смогут воплотить в жизнь научные и творческие идеи. Центр молодежного инновационного творчества, включающий школьный технопарк и лабораторию робототехники, открылся при личной поддержке губернатра области.
Центр, где школьники смогут изучать цифровые информационные технологии, микроэлектронику, робототехнику и все, что связано с точными науками и конструированием, станет первой частью многолетнего проекта по вовлечению детей в научную и изобретательскую деятельность в самых разных сферах. Технопарк решили открыть на базе городской станции юных техников, учрежденной еще в 1928 году. Именно здесь астраханские мальчишки получили возможность конструировать модели самолетов, машин, кораблей, заниматься фотографией и самостоятельно делать радиоприемники. Для многих из них знания, полученные в центре, стали путевкой в жизнь.
На данный момент у нас обучается более 2,5 тыс. детей. Мы принимаем всех желающих в возрасте от 7 до 21 года. Обучение ведется по 20 различным направлениям: авто-, авиа- и судомоделирование, информатика, прикладные исследования, фото- и видеоискусство, картинг, яхтинг, журналистика и многое другое. На ранней стадии обучения ребенок приобретает знания, умения и навыки по начально-техническому моделированию, а затем, перейдя в старшую группу, он выбирает направление дальнейших исследований и продолжает обучение по профилю. Достигнув подросткового возраста, когда эмоции переполняют и становится не до учебы, многие дети покидают наш центр. Но те единицы, что остаются, достигают очень неплохих результатов.
Фото: jilkin.ru
Благодаря центру я стал всероссийским чемпионом по радиотелеграфии и получил президентскую стипендию. Учеба в центре дала мне очень многое. Я пришел туда в 6 классе — искал себя, дома было скучно. А в центре своя особенная атмосфера, замечательные педагоги, которые болели за нас всей душой — отправляли на конкурсы, подавали заявки на стипендии. Когда один преподаватель заболел, я заменил его. Первая запись в моей трудовой книжке — «педагог дополнительного образования». Потом я поступил в Астраханское речное училище, и знания, полученные в центре, очень пригодились мне. Побольше бы в образовании технических моментов, ведь сейчас столько современной техники, а большинство просто не умеет с ней работать. Учатся только на собственных ошибках. Центр всегда стремился дать воспитанникам больше, всегда развивался. Но школьный технопарк — тогда это было просто мечтой.
Работы по созданию школьного технопарка начались в прошлом году. Главная его цель состоит в том, чтобы помочь талантливым школьникам воплотить в жизнь свои идеи и развиваться в наиболее актуальных направлениях: физике, робототехнике, микроэлектронике и химии, что было бы невозможно без соответствующего технического оснащения.
В школьном технопарке сформировано несколько лабораторий, где поэтапно будет происходить процесс реализации идей школьников. Это собственная материально-техническая база для производства деталей, узлов, механизмов, а также своя небольшая телестудия, в которой ребенку помогут создать рекламный материал к его проекту.
В результате получается, что технопарк — это современный образовательный комплекс для детей, где сочетаются наука, технологическое обеспечение и информационное сопровождение. Благодаря технопарку у ребят будет возможность даже попробовать запустить производство небольших партий изделий по собственным образцам. Технопарком смогут воспользоваться все школьники без исключения. Достаточно прийти со своим проектом в технопарк, и там ребенку помогут его осуществить. Если же школьник захочет заниматься в технопарке на постоянной основе, скорее всего, ему придется пройти конкурсный отбор.
Мы начали с инженерии и IT — тех потребностей, в которых испытываем дефицит, но будем удовлетворять и другие. Финансирование будет идти в полном объеме, вложения в образовательные программы — это всегда эффективно. Всё, что вкладывается в детей, возвращается сторицей.
Региональные власти с самого начала поддерживали этот проект. Для школьного технопарка было выделено современное двухэтажное здание, которое оснастили высокотехнологичным оборудованием: роботом-манипулятором, комплексом для производства микросхем, 3D-принтером и сканером и др. Поддерживать школьный технопарк глава региона пообещал и в дальнейшем.
У нас есть студенты, которые создают малые инновационные предприятия, выводят свои изобретения на рынок. Однако у нас главные надежды на самых активных, творческих и незамутненных — на детей. Это чисто региональный проект, хотя мы входим с ним в ряд федеральных программ и есть доля софинансирования. Стоимость проекта — порядка 100-150 млн рублей. Остальные проекты, которые подвязываться к нему будут со следующего года, оцениваются в сумму порядка 300 млн рублей.
В технопарке с ребятами будут работать 15 преподавателей — от профессоров вузов до вчерашних студентов, которые уже успели своими достижениями в науке и технике заявить о себе на международных конкурсах. На базе технопарка будет работать молодежный центр инновационного творчества по обучению цифровому производству, компьютерному моделированию, электронике и дизайну. Главная цель — привлечь молодежь в инновационные производства. Уже через несколько лет занятия техническим творчеством должны принести свои плоды — способствовать развитию не только конкурентоспособности региональной экономики, но также развитию российском науки и инновационного производства в целом.
Видео
Соревнования по робототехнике среди школьников в Новосибирске (OblcitTV, youtube.com)
5 комментариев к материалу.