Соберут по камню. Под Астраханью восстановят древнейший в Европе буддийский храм

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Под Астраханью восстанавливают самый древний буддийский храм в Европе. Хурул, который построили знаменитые калмыцкие военачальники в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в советский период был почти полностью разрушен. Сегодня местные энтузиасты и верующие буддисты собирают древнюю святыню практически по камню. 

Старейший буддийский храм Европы — Хошеутовский хурул — находится в Харабалинском районе Астраханской области. Построили хурул почти 200 лет назад в честь победы русской армии над Наполеоном. Сейчас в округе храма нет никакой инфраструктуры, нет гостиниц и кафе — он стоит в небольшом селе Речное. Тем не менее местные жители рассказывают, что возродившийся в 90-е годы поток туристов с каждым годом только растет. Особенно многолюдно в Речном становится в важные буддистские праздники.

Это старейший из сохранившихся буддийских храмов Европы. Дацан в Санкт-Петербурге — 1910 года, наш хурул — 1817-го. У него уникальная архитектура — смесь православного подхода (крестово-купольное строение и т. п.) и тибетского подхода. Для калмыков это единственная сохранившаяся дореволюционная святыня.

Интересно, что каменный калмыцкий храм, построенные в XIX веке на Волге, по внутренней обстановке несколько похож на старорусские храмы.

Прислала
Нелли Шестопалова

Как оказалось, хурул был построен по подобию другого храма, возведенного в честь победы в Отечественной войне, — Казанского собора в Санкт-Петербурге. На старинном изображении хурула видна колоннада, напоминающая убранство Казанского собора. Хошеутовский хурул задумывался как символ дружбы русского и калмыцкого народов.

Прислала
Нелли Шестопалова

У хурула была такая же судьба, как практически у всех религиозных храмов в СССР. В 20-е годы прошлого столетия был закрыт, в 30-е использовался в качестве клуба, в 50-е здесь было зернохранилище, в 60-е большая часть была разобрана для строительства коровника. До наших дней дошли лишь молельня и центральная башня, деревянные ярусы которой обветшали и грозили вот-вот рухнуть.

Удивительно, что, несмотря на почти семь десятков лет разорения, храм еще не стерт с лица земли окончательно. Мало пострадали кованые ажурные решетки на окнах добротной кузнечной работы. Почти цел пол из мощных, почти в ладонь толщиной досок крепкого дерева. Видно, что попытки разобрать его были. Зато очевидно, что еще не окончательно утрачены несомненные сокровища храма — росписи на стенах. Если спасти хотя бы ту незначительную часть, что еще не осыпалась, это даст богатейший материал для изучения искусствоведам и позволит реконструировать остальное.

В начале 90-х в связи со всплеском интереса к религии отношение к Хошеутовскому хурулу изменилось. В сентябре 1989 года руководством Калмыцкой АССР и Астраханской области было принято решение о начале работ по реставрации памятника, был создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. Поэтапное восстановление памятника должно было занять десять лет. Работы начались в 1991 году, однако в том же году они и были остановлены в связи с прекращением финансирования. Бюрократические проволочки оттянули начало реставрации еще на десять лет.

Прислала
Нелли Шестопалова

Хорошо помню, когда в 60-е годы потребовались теплицы для колхоза и какой-то «светлой» голове пришла мысль использовать для этого кирпич хурула. Чего, мол, пропадает? Сначала стены разбили. Затем трактором пытались глыбы в стороны растащить. Старались от стены куски откалывать. Но так и не смогли на кирпичи разобрать. Похоже, что нельзя их на мирские нужды использовать. Непорядок это. Хотя чего только в этом здании за эти годы не было: и школа, и клуб, и склад зерновой. В начале 90-х нашлись умельцы, стали потихоньку подворовывать. Вот тут уж я не выдержала, написала письмо прямо начальнику УВД. Надо сказать, меры принял — двери сделали, замок повесили.

Сегодня власти села возлагают на реконструкцию храма большие надежды, верят, что с увеличением турпотока в Речное придет цивилизация. На сегодня уже восстановлена башня, работу с фасадом строители практически завершили. Хурул находится под круглосуточной охраной. Через три года 200-летний хурул должны отреставрировать полностью. В Харабалинском районе паломники намерены создать общину и взять памятник на попечение.

На сегодняшний день на реставрацию выделено 46 млн рублей.

Инициатором реставрации выступило региональное министерство культуры, которое включило хурул в федеральную целевую программу по реставрации памятников истории и культуры. Сегодня ведется активная реставрационная работа, подрядчиками являются московские реставрационные организации, сейчас работает фирма «Норд-Ост». Ведутся работы по реставрации внутреннего убранства. Федеральный бюджет в этом году выделил деньги на создание в хуруле музейной экспозиции.

Уже сегодня Хошеутовский хурул очень популярен среди паломников: калмыки приезжают сюда помолиться перед дальней дорогой к другим буддийским святыням, молодожены приезжают на поклон, как к Вечному огню. И просто туристы, путешествующие по Астраханской области, отмечают, что хурул не заброшен, наоборот, в нем идет активная работа и его облик меняется год от года. Реставрацию планируют закончить к 2016–2017 годам. Краевед Андрей Курапов уверен — по мере восстановления храма туристический поток будет только расти.

Поток туристов был бы больше, если бы не состояние памятника сейчас, непонятно как работающий паром и отсутствие инфраструктуры (дешевые гостевые дома, кемпинги и т. п.). Если все это будет, то, думаю, это будет весьма посещаемый туристический объект. Кроме того, это будет действующий буддийский храм, и в календарные праздники он будет посещаться очень активно.

Хошеутовский хурул — не только культовое сооружение для буддистов, это также памятник малым народам России, их судьбе и богатой истории внутри единой страны. Именно так считают местные энтузиасты, ученые и искусствоведы, усилиями которых древний буддийский храм еще не рассыпался на камни.

Видео

Хошеутовский хурул. Памятник калмыцким воинам

Видео: RinaAstra RinaAstra

Прислал
Дмитрий Игнатьев

Прежде всего этот хурул — памятник культуры и архитектуры. Дождались пока он почти полностью развалится и решили отреставрировать. Логично.

Автор

Галина Василенко

Над статьей работали

Дмитрий Игнатьев, Нелли Шестопалова, Ксения Гагай

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Никита Березин 1 ноября 2013, 11:32, Изменено: 1 ноября 2013, 11:46

Буддизм - это не наша религия, восстановить храм можно, но только в качестве туристически привлекательного места.

Вадим Окороков 1 ноября 2013, 14:37, Изменено: 1 ноября 2013, 14:40

А мне кажется буддизм вполне имеет право на существование, тем более в многонациональной Астраханской области. Тем более, это не секта какая-то, а одна из древнейших религий. Мне вот не жалко, сказать честно, если буддисты получат религиозный объект. А вы почему против?

Ксения Гагай 1 ноября 2013, 11:34

А какая религия наша?

Отмечено
редакцией

Дмитрий Игнатьев 1 ноября 2013, 15:30, Изменено: 2 ноября 2013, 21:11

Прежде всего этот хурул - памятник культуры и архитектуры. Дождались пока он почти полностью развалится и решили отреставрировать. Логично.

Карина Галамова 1 ноября 2013, 18:19

лучше бы за восстановление наших памятников и храмов взялись. а вообще и без этого проблем хватает. нужно новые школы, дет.сады строить, а не буддийские хурулы ремонтировать

Сергей Казеев 7 ноября 2013, 16:34

Буддизм на территории Астраханского края существует с 17 века, когда сюда прикочевали западные монголы - ойраты, те, кого сегодня называют калмыками. Позднее, указом Елизаветы, буддизм был признан Российским государством как традиционная религия. Калмыцкие подразделения входили в состав Астраханских казачьих войск, принимали участие в Отечественной войне 1812 года, и резиденция главного ламы этих подразделений находилась в Астрахани. До сталинских репрессий калмыцкого народа и переселения его в Сибирь, на территории Астраханской области калмыков проживало очень много, во многих селах были буддийские храмы (хурулы) и буддийские памятники с реликвиями (ступы). К сожалению все это было стерто с лица земли советской властью, сохранился лишь этот хурул в с.Речное, и очень отрадно видеть, что его понемногу восстанавливают. Буддизм - это наша, традиционная для нашей страны религия, и если восстанавливаются старинные соборы и мечети, то и буддийские храмы тоже имеют на это право! Пусть возрождение этого храма принесет пользу всем!)

Добавить комментарий

Новое на сайте