Пьесу астраханского драматурга поставили в Лондоне. Сценарий, рассказывающий историю жизни поэтессы Анны Ахматовой, режиссер нашла в соцсети. Он показался настолько впечатляющим, что постановкой было решено открыть сцену первого русского театра в британской столице.
В Лондоне поставили пьесу астраханского драматурга и актрисы Галины Лавриненко, посвященную судьбе русской поэтессы Анны Ахматовой. Эта постановка открыла сцену русского экспериментального театра — первого в столице Великобритании. Помимо Лондона, спектакль идет и в университетском театре Кембриджа.
Сценарий нашелся совершенно неожиданно — в соцсети. Галина выкладывает свои тексты в открытом доступе, так что прочесть их может любой. На счету актрисы и драматурга, помимо множества ролей на главной сцене Астрахани, еще 12 сценариев — это истории — переосмысления классических сюжетов из русской литературы.
Актрисой я стала не по велению сердца. В лихие 90-е театральный колледж был единственным бесплатным учебным заведением в Южно-Сахалинске, а нам с мамой, потерявшей работу, приходилось в те годы несладко. Как, впрочем, и многим другим. Закончив учебу и отработав год в театре на Сахалине, мы уехали в Астрахань. И здесь я живу и работаю уже 13 лет. Первой драматургической работой и был сценарий «Простить себя», он написан в 2010 году. Потом были две неудачные пьесы, и я оставила это занятие. Стала зачитываться теорией по искусству драматургии. Благодаря приобретенным знаниям я переписала свою пьесу «Ведунья» и в 2012 году выложила ее в интернет. За год ее поставили семь любительских театров в Нижнем Новгороде, Казани, Ставрополе, Агрызе и других городах. Пьеса «Черный хвост» вошла в лонг-лист конкурса драматургов Коляды «Евразия-2013», а пьеса «Конец света! Типа так» — в лонг-лист омского конкурса.
Вслед за успехом на российских сценах пришло признание из-за рубежа. Астраханке позвонила из Лондона актриса Татьяна Лаврентьева с сообщением о том, что русские эмигранты решили создать в английской столице свой театр и откроется он спектаклем по сценарию Галины. Девушка не могла и предположить, когда размещала свою работу в интернете, что она дойдет до Англии.
«Простить себя» — это спектакль о великой русской поэтессе Анне Ахматовой, основанный на ее стихах и фактах биографии. Галина Лавриненко объединила самые важные, самые сильные ахматовские строки своей прозой, и получился спектакль на трех актрис, каждая из которых символизирует три составляющие жизни Анны Андреевны, три главные темы ее творчества: любовь, материнство и вдохновение. Оформление сцены минималистично — только три розы на столе, и героиня, которая разрывается в своих страданиях из-за ушедшей любви, убитого мужа и арестованного сына.
Говорят, что в Лондоне есть все, при этом, как ни странно, здесь до сих пор нет русского театра. Поэтому не удивительно, что на премьеру спектакля «Простить себя» в представительство Россотрудничества в Лондоне пришло много людей. «Простить себя» — вещь необычная. Это моноспектакль, построенный на стихах Анны Ахматовой. Все, что пришлось испытать этой женщине, одной из крупнейших русских поэтесс XX века, естественно, нашло отражение в ее творчестве, в личных письмах и дневниках, на базе которых и построен спектакль. Послушать гениальные строки в исполнении замечательной актрисы Татьяны Лаврентьевой пришли как русские, так и англичане. Татьяне Михайловне удалось донести до каждого зрителя высочайшие эмоции, заложенные поэтом в стихотворных строчках. Боль в душе, комок в горле и последующий очищающий душу катарсис — вот что испытал каждый из присутствующих в зале.
Выбор актрисы Татьяны Лаврентьевой, уже 18 лет проживающей в Англии, был неслучаен. История поэтессы Серебряного века оказалась созвучна с ее собственной судьбой: актриса пережила тяжелую утрату — ушел из жизни ее муж. И в это трудное время история Анны Ахматовой, написанная молодым драматургом из Астрахани, пришлась очень кстати.
Невероятное стечение обстоятельств послужило рождению спектакля. Можно сказать, что сам включается компьютер, совершенно случайно перед моими глазами появляется какой-то сайт, где я встречаю незнакомое имя начинающего драматурга Галины Лавриненко и название спектакля «Простить себя», где уже в заголовке заложена очень важная для каждого человека библейская тема — умение прощать себя, окружающих людей. В общем, информация пришла ниоткуда и вовремя. В тот момент я переживала очень трудное время — восемь месяцев, как скончался мой муж, и именно работа над моноспектаклем помогла пережить этот период.
Почему Ахматова? Я исправляла дефекты речи, а чтение стихов вслух этому очень помогает. Пушкин был перелистан весь, и я приступила к Ахматовой. Но читать не смогла, потому как рыдала. Слишком по-живому, или, как говорит молодежь, «цепляет». Я пришла к нашим актрисам и сказала, что хочу произносить этот текст со сцены, но поэтические вечера — это скучно, так что напишу историю. И написала. Потом через два года выложила этот материал в интернете на нескольких сайтах, и его нашла Татьяна Лаврентьева, решила взять в работу и позвонила мне. Режиссер Дмитрий Девдариани поставил моноспектакль, и так всё состоялось. Татьяна говорит, что этот материал пришел к ней очень вовремя, в непростой жизненный момент, когда умер ее муж. Пьесу также поставил молодежный театр с Украины «Дарунок неба» и ездил с ней на фестиваль.
На своей странице в соцсети Галина размещает фотографии и видеозаписи спектаклей, поставленных по ее сценариям в других городах и странах. Их количество и разнообразие постановок впечатляет — одних только вариантов спектакля об Анне Ахматовой три.
Видео
Пьеса «Черный хвост» Галины Лавриненко