Проект астраханского программиста Displair — воздушные экраны на сенсорном управлении — стал одним из самых успешных хайтек-стартапов в России. Разработанный в Астрахани проект всего за три года существования облетел весь мир, собрав 6 млн долларов инвестиций. Судьбу победителя самых престижных российских и международных премий выяснил корреспондент SmartNews.
Победитель крупнейших российских инновационных конкурсов и форумов: «Кубок Техноваций-2011», «Зворыкинский проект-2011», «Система Саров-2011», «Бит-Юг-2011». Один из пяти лучших технических проектов в бизнес-инкубаторе Plug&Play в Кремниевой долине в США — о проекте астраханского предпринимателя Максима Каманина за последние два года написали не только самые популярные СМИ страны, но и лучшие представители зарубежной прессы. Газета The Guardian назвала воздушные экраны Displair «ошеломляющей технологией», а большинство экспертов в один голос пророчили инновации скорое покорение мировых рынков.
Экран Displair состоит из «тонкого холодного потока воздуха с мельчайшими частицами воды, созданными методом кавитации» (парообразование и последующая конденсация пузырьков воздуха в потоке жидкости). За счет поверхностного натяжения и ускорения капли приходят в состояние, близкое к твердому, — это дает цельное изображение. Целостность — важнейшее и отличительное свойство: в используемой на Западе технологии FogScreen («туманный экран») при проникновении постороннего предмета картинка рассыпается, у Displair же — начинает обтекать объект. Он распознает 1500 касаний одновременно, реакция — менее 0,2 с. Экран же — сухой на ощупь, стойкий к порывам ветра, прозрачный и невесомый. Изобретатель говорит: он не разрушится даже при –50 °С.
Однако некоторое время назад стало известно: проект закрывается. Об этом своим сотрудникам Максим Каманин сообщил письмом из Америки.
Мы создали классный продукт в классной компании. Но у нас было очень много ошибок, и наши знания о создании высокотехнологических продуктов, к сожалению, далеки от идеала. Из-за этого выпуск продукта задержался с октября 2013 года, и даже сейчас мы не имеем возможности выпускать наш продукт. Этому много причин. И если честно, наш продукт нельзя даже назвать нормальным опытным образцом. Электроника никуда не годится, не до конца пройдена стадия MPI, он не соответствует принципам технологичности, затраты на сборке просто колоссальные. Все это не позволяет нам нормально начать выпускать продукт.
История компании началась в 2010 году, когда на форуме «Селигер» молодой изобретатель Максим Каманин представил проект уникального не только для России, но и для мира устройства: безэкранного дисплея. Еще тогда проект завоевал свои первые инвестиции, и осенью этого же года появилась компания Displair. В 2011 году для Displair была разработана оптическая система мультитач, которая сделала возможным внедрение сенсорной системы в нетвердотельный экран, несмотря на его физическую проницаемость. Уже к маю 2012 года компания привлекла инвестиции на общую сумму миллион долларов. Средства предназначались для доработки прототипа до коммерческого образца, патентования технологии и запуска первого малосерийного производства. К концу 2013 года общее количество инвестиций уже переросло 6 млн долларов.
Фото: displair.ru
Тусовка стартаперов уже злословит. Собрав 6 млн долларов инвестиций, Displair прекращает существование. Стоит отдать должное Максиму Каманину, который, несмотря на успех, остался жить и работать в Астрахани. Так что кроме арбузов и рыбалки к числу неизменных ассоциаций об Астрахани прибавилась еще одна — Displair. Региональный технопарк, состоящий из одной компании, обеднел, но я почему то уверена, что Максима и его команду ждет новый успех. Хотя есть риск, что весь штат Displair схантят крупные компании. Главное, чтобы «мозги» не утекли на Запад.
Компания брала награды одну за другой. Лучший стартап, лучший проект, лучшая разработка. Даже приложение Airlike, вышедшее из под пера тех же разработчиков, вошло в Топ-5 лучших неигровых приложений 2013 года по версии премии Russian Mobile Awards. Получение инвестиций в миллион долларов от инвестиционного фонда Leta Capital стало символом признания компании на международной арене. С этого момента уже никто не сомневался в успехе предприятия.
Коллеги Максима по цеху рассказывают, что после получения инвестиций компания арендовала достаточно большой для стартапа офис, закупила технику, привлекла лучших в отрасли специалистов и даже перекупила несколько «звезд». Например, директором по международному развитию был назначен Марош Мозола, создатель глобальной дистрибьюторской сети компании ESET, крупнейшего разработчика антивирусного ПО. А HR-директора стартап захантил у «Яндекса».
Легко давать советы со стороны. Я, может, и опытный предприниматель, но мне за мою жизнь пока не удалось создать проект такого уровня, на который претендовал Displаir. Ни один из моих проектов не привлек 6 млн долларов инвестиций, и у меня не работал HR из «Яндекса». Многие завидовали их успехам, и сейчас найдется много желающих позлорадствовать со словами «а вот я с самого начала говорил…» Я не хотел бы пополнить ряды завистников. Мне грустно. Это могло быть красивой историей, доказать всему миру, что из Астрахани могут вырасти проекты глобального уровня, что можно закончить АГТУ или АГУ и стать частью великой истории. Тем не менее они поджарили надежду тысячам, они воспитали для рынка много специалистов, и теперь они усилят другие команды.
Фото: displair.ru
Тем не менее сам Максим в письме отметил, что работу над проектом не бросает, а будет продвигать продукт самостоятельно. Но уже без денег и компании. Также Максим сообщил, что собирается вернуться в Астрахань 17 января. Останется ли он жить и работать в родном городе — пока неизвестно.
— Dipslair — действительно хороший проект, и мне очень нравится команда, которая работала над проектом; жаль, что все закончилось так печально. Я считаю Максима Каманина своим другом, и в разное время я пытался помочь компании, давал некоторые советы. Все стартапы работают в условиях неопределенности, и всегда сложно сказать, какие действия приведут к успеху, а какие к провалу. На мой взгляд, Displair, к сожалению, совершил несколько типичных ошибок, которые делают стартапы, получившие неплохие инвестиции: 1) раздул штат и сильно вложился в офис; 2) начал погоню за «звездами», чтобы заполучить их в команду; 3) уделили слишком много внимания пиару, вместо того, чтобы закончить R&D. Все это привело к большим затратам, что в итоге привело к кассовому разрыву задолго до поступления товара на рынок. По статистике, лишь 1 из 10 стартапов, получивших инвестиции, выживает. Я видел, к чему все идет еще год назад, но в душе надеялся, что ребята выкарабкаются. Так что вряд ли крах Displair стал неожиданностью для рынка инноваций. Да, это большая потеря для региона и венчурного рынка России. С другой стороны, я считаю, что Максим достоин награды за то, что пропиарил Астрахань на весь мир и подготовил для региона большое количество молодых и квалифицированных профессионалов.
Видео
Можно создать самую «продвинутую» вещь, но так и не довести его до промышленного производства. Хочется, чтобы авторы «телевизора без экрана» быстро пережили все «болезни роста» и начали вкладываться в доведение его «до ума».
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе