Билетик на память. Астраханцы собирают экспонаты для музея трамваев

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Трамвай давно не ездит по улицам Астрахани, но продолжает жить в сердцах горожан, которые решили увековечить любимый вид транспорта и открыть музей в его честь. Экспонаты — модели старинных вагонов, раритетные проездные билеты и архивные фотографии — собирали всем миром. SmartNews первым увидел еще не открывшуюся экспозицию, посвященную астраханскому трамваю.

Для многих жителей страны трамвай — всего лишь один из видов общественного транспорта. Но для астраханцев это символ старой Астрахани. Дело в том, что несколько лет назад, в 2007 году, городские власти приняли решение отказаться от трамвая из-за высоких затрат на его обслуживание. Многие жители не хотели терять любимый вид транспорта, но трамвайные линии все же закрыли. Однако астраханцам удалось сохранить для потомков историю трампарка.

Выставка откроется 16 апреля в музее истории города и продлится полгода. Сейчас сбор экспонатов продолжается. На данный момент у нас двенадцать макетов, множество фотографий, схемы маршрутов, старые газеты, жетоны. Все экспонаты, наверняка, не поместятся на стендах. Позже будем принимать решение, как можно расширить выставку.

Большинство экспонатов перекочевали в музей из бывшего трамвайного депо. Там почти полвека работал созданный силами энтузиаста, председателя Совета ветеранов трамвайно-троллейбусного предприятия Валентина Николаева, импровизированный музей электротранспорта. Валентин Митрофанович своими силами собирал коллекцию буквально по крупицам: уникальные модели и макеты трамваев и троллейбусов разных периодов и типов, схемы и наглядные пособия, применявшиеся для обучения персонала трамвайно-троллейбусного парка, редкие фотографии, освещающие деятельность транспортного предприятия, а также награды (вымпелы, знамена, грамоты и многое другое).

Прислала
Наталья Гребнева

Стенды с многочисленными фотографиями работников предприятия и самих трамваев и троллейбусов на улицах Астрахани переносили посетителей то в далекие 1900-е, то в грозные 1920-е, то в радужные 1970-е. Образцы билетов и наград, грамоты и книги ветеранов предприятия, удостоверения и книжки водителей, знамена и вымпелы, специальная литература по обслуживанию, ремонту и «пилотированию» трамваев и троллейбусов, всего и не перечесть! Даже вполне себе действующая, подключенная к электросети настоящая кабина троллейбуса в музее стояла — садись, заводи, крути руль!

После того как трамвай в городе официально перестал существовать, музей Валентина Николаева остался единственным местом, где сохранилась хоть какая-то память о целой эпохе в истории города. Правда, доступ к бесценным экспонатам получить простым горожанам было непросто: сам музей располагался на втором этаже трампарка, вместе с трамвайно-троллейбусным училищем. И пускали на территорию предприятия далеко не всех. Какое-то время в музее проходили занятия студентов. Но училище закрылось, а вместе с ним — и помещение музея. Сам Валентин Митрофанович, пока позволяли силы, приходил в музей каждый день. Но когда ветерана не стало, экспонатами и вовсе перестали интересоваться. Выставку хотели возродить, но ответственные лица не смогли прийти к согласию, и задумка постепенно сошла на нет.

Прислала
Наталья Гребнева

Музей возродить не довелось. Валентин Митрофанович умер — светлая ему память! — и вовсе уж некому стало заниматься музеем. Так и стоял он запертый, пыльный и грустный. Ключи от музея хранились у замечательной сотрудницы предприятия Любови Анатольевны Беляниной. И тут в сентябре 2013 года учащиеся одной из городских школ во главе со своей учительницей истории заинтересовались судьбами астраханского трамвая. И возжелали музей посетить. Ан не тут-то было! Им печально объяснили, что музей ныне — вовсе и не музей, а так, склад забытых вещей, некое «кладбище погибших кораблей». И к экскурсиям отнюдь не располагает. А здание вообще вот-вот сдадут в аренду, поэтому в нем идет ремонт, а музейное помещение закрыто.

Учительница истории, однако, на этом не сдалась и решила обратиться за помощью в астраханский краеведческий музей-заповедник. Где и встретила Радмилу Таркову, которая вплотную занялась «трамвайной темой». Руководство музея-заповедника пообещало во что бы то ни стало экспонаты забрать себе в фонды, а потом уже или сделать временную выставку, посвященную истории электротранспорта, или подумать о создании еще одного своего филиала — музея транспорта или техники. Начались переговоры с руководством транспортного предприятия.

Какое же это счастье, когда у предприятия вменяемый директор! И. о. директора Автотранспортного предприятия Яков Викторович Курбанов не только не послал музей с его просьбой куда подальше, но и вообще проявил завидное понимание ситуации. Подключил своих сотрудников. Дел у всех полно, но тем не менее они нашли время и принять музейную «делегацию», и в считанные дни оформить все необходимые для передачи экспонатов документы, и бывшее музейное помещение показать. Как объяснил Яков Викторович, у него самого душа болит о том, что уникальная коллекция может погибнуть, и он сделает все от него зависящее, чтобы сохранить ее для потомков.

Прислала
Наталья Гребнева

Сейчас все экспонаты благополучно и без потерь перевезены в фонды Астраханского музея-заповедника. Самым трудным оказалось демонтировать кабину троллейбуса, служившую раньше учебным тренажером для будущих водителей. Однако благодаря помощи техников автобусно-троллейбусного предприятия и усилиям рабочих музея-заповедника кабина была разобрана и доставлена в помещение фонда. Еще одним ценным приобретением стала схема из стекла, дерева и металла, на которой объемно «вылеплены» все маршруты городского трамвая, а остановки отмечены цветными лампочками. Она электрифицирована и до сих пор может работать. Всего же экспонатов — более тысячи. Сейчас некоторые из них проходят реставрацию, чтобы в ближайшем времени предстать перед широкой общественностью.

Мало кто знает, но у нас в городе был еще один похожий музей — посвященный железной дороге. Располагался он на территории локомотивного депо, и им тоже занимался один из работников предприятия. Когда я учился в школе, был в том музее на экскурсии и, надо сказать, там было интересно. Про музей трамвая я давно слышал, но как попасть туда — не знал. Все-таки, на территорию работающего предприятия со стороны не так-то легко попасть. Поэтому очень обрадовался новости об открытии выставки — обязательно туда пойду, прямо в первый же день. Все-таки трамвай — это часть истории нашего города, очень важная и очень атмосферная. Приятно будет его снова увидеть, жаль, правда, что только в виде экспонатов.

Видео

Трамваи на улицах Астрахани

Видео: DaveSpencer32/YouTube

Автор

Галина Трунцова

Над статьей работали

Мария Землянская, Наталья Гребнева

2 комментария к материалу.

Евгения Иванова 14 марта 2014, 20:53

В Волгограде есть похожий музей, но экспонаты там не столь богатые. Интересно, но посетители уделяют большое внимание таким, казалось бы, мелочам, как компостеры. Они существовали в советское время - на трамвайной остановке в специальном киоске следовало купить билет, а затем в вагоне его "продырявить" с помощью компостера. Были ли "зайцы"? Конечно. Но люди доверяли друг другу, и это само собой разумеющееся - заплатить за проезд. Сегодня компостер заменили кондукторы. С ними не забалуешь. И порой доходит до того, что высаживают на остановке тех, кто забыл оплатить поездку...

Рафаєль В. Макаров 14 марта 2014, 22:00

В Москве когда-то тоже был в трамвайном парке имени Баумана Музей пассажирского транспорта. Теперь его нет. а экспонаты разбросаны по различным музеям. А жаль.

Добавить комментарий

Новое на сайте