От мочалок до водки. Как астраханские заводы пережили перестройку

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

При запросе слова «завод» интернет-справочник Астрахани выдает множество пунктов на карте: железобетонный завод, завод резиновой обуви, консервный завод, гормолзавод. Однако при уточнении оказывается, что всё это названия автобусных остановок. Сегодня от многих астраханских фабрик, славившихся на весь Советский Союз, остались лишь небольшие цеха. Но есть и исключения. Корреспондент SmartNews выяснил, каким астраханским предприятиям удалось выжить в перестройку и успешно наладить стабильное производство в новое время.

Богатые рыбные запасы Астраханского края дают пищу и заработок не только местным рыбакам, но и снабжающему эту сферу производству — Астраханской сетевязальной фабрике. В 1911 году два предприимчивых астраханца решили организовать крайне прибыльное в регионе дело: снабжать тысячи рыбаков и сотни рыбодобывающих лавочек сетями. И не прогадали. Основанное еще перед социалистической революцией предприятие пережило множество исторических потрясений, но всегда оставалось на плаву. После Великой Отечественной войны фабрика полностью технически перевооружилась, а в 1960 году построила первый в мире цех пропитки сетематериалов синтетическими латексами.

Директор Анатолий Бычков вступил в должность в самое сложное для всей промышленности СССР время — в 1991 году. Но для фабрики оно оказалось успешным: было завершено строительство новой насосно-канализационной станции, проведена реконструкция котельной, построены новые здания механической мастерской, столярного участка, складов, столовая на 75 мест. Секрет выживания оказался прост: перестройка для фабрики началась с бухгалтерской и финансовой служб, поскольку именно их работа по старинке могла бы стать существенным тормозом в работе.

Сегодня спрос на сети невелик, поскольку снижаются выловы в Волге и Каспии. Зато большой популярностью пользуются товары народного потребления: банные мочалки, москитные сетки, занавеси. Сетевязалка, как называют ее астраханцы, славится не только в регионе, но и далеко за его границами.

Прислала
Нелли Шестопалова

Конечно, объемы производства на фабрике уже далеко не те, что были в прежние времена, но наши изделия по-прежнему пользуются спросом как в нашей области, так и далеко за ее пределами. Заказы на продукцию поступают не только от организаций, расположенных на юге России, но и из Архангельской и Калининградской областей, с Камчатки и из других регионов Дальнего Востока. Произведенные в Астрахани сетеснастные материалы отправляются в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украину, Туркменистан, Прибалтийские страны.

Прислала
Нелли Шестопалова

Весьма успешным заводом легкой промышленности, сумевшим подняться из руин, стала астраханская кондитерская фабрика «Карон». За ванильный аромат, который распространяется в районе фабрики, и широкий ассортимент вкуснейшей выпечки ее прозвали «Печенькой». 

Сегодня «Карон» реализует более 100 тонн продукции в месяц: поставляет на местные прилавки, в другие регионы и даже в Грузию. Хотя в 1999 году, когда нынешний директор Елена Бровченко решила восстанавливать фабрику из постсоветского разорения, объемы производства едва достигали 8 тонн.

Прислала
Нелли Шестопалова

Построить кондитерскую фабрику в Астрахани могли только в советское время: с точки зрения экономики и логистики мы находимся в максимально невыгодных условиях. Ведь в Астраханской области нет ни одного преимущества для нашего завода. Сырье нам полностью приходится закупать из других регионов: мука и сахар приходят из Краснодарского края, а кондитерские жиры буквально собираем со всей России, иногда даже из Калининграда. В Астрахани эти ресурсы просто отсутствуют. Столь же сложен и сбыт нашей продукции. Географически позади нас Каспий, с одной стороны Калмыкия, с другой — Казахстан. Наши ближайшие иногородние покупатели находятся в 400 км — в Волгограде. И при всем этом мы смогли наладить нашу логистику так, что даже жители Архангельска пьют чай с астраханскими сладостями. 

От Астраханского машиностроительного завода по выпуску кузнечно-прессового оборудования остался лишь небольшой токарный участок. Прекращен выпуск славившегося на весь Союз кузнечно-прессового оборудования, газоводогрейных котлов и котельных. Сегодня все свелось к изготовлению сварных конструкций по типу металлических гаражей.

Упадок предприятия начался в сложные для всех промпроизводств России 90-е годы: общее снижение промышленного тонуса в стране отразилось и на спросе на кузнечно-прессовое оборудование.

Прислала
Нелли Шестопалова

Если другие заводы нашли себе покровителей из числа московских компаний, например завод ТРЗ — ОАО «РЖД», станкостроительный завод — холдинг «ДВТ», то наш завод оставался в собственности акционеров исключительно местных. Поэтому и рассчитывать могли только на себя.

Особенно подкосила завод смерть первого губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина. По словам старожилов завода, покойный глава региона инициировал процесс газификации сел области и предприятие с его подачи освоило выпуск газоводогрейных котлов и котельных. Со временем завод начал поставку котлов и котельных не только астраханским потребителям, но и в Калмыкию. Но со смертью Анатолия Гужвина и сменой руководства министерства ЖКХ область стала ориентироваться на производителей из других регионов, и реализация газового оборудования — последней прибыльной продукции — упала.

В 2010 году произошла продажа контрольного пакета коммерческой фирме. Первым делом все запасы литья и поковок, хранящиеся с советских времен, а это не одна сотня тонн, были сданы в металлолом по бросовым ценам. Заводские корпуса розданы в аренду, специалисты уволены. 

Однако на главной странице официального сайта ОАО «Астраханский машиностроительный завод по выпуску кузнечно-прессового оборудования “АКМА”», который, кстати, занимается машиностроением с 1931 года, указано: «В настоящее время продукция завода поставляется как на российский рынок, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья, что свидетельствует о конкурентоспособности изделий». 

Годы губернаторства Анатолия Гужвина были золотыми и для Астраханского ликеро-водочного завода. К началу 1996 года Астраханскую область заполонила дешевая иногородняя водка, после употребления которой многие астраханцы попадали напрямую в реанимационную палату. В связи с этой ситуацией администрация области направила все силы на развитие завода. И уже через три года ликеро-водочный завод стал сам проводить целенаправленную кампанию по защите торговой марки, ввел специальный голографический знак для маркировки продукции. Помогали в продвижении местной марки и органы власти.

Прислала
Нелли Шестопалова

Когда пост губернатора занимал Анатолий Гужвин, любой банкет или фуршет после официальных мероприятий в администрации области, будь то общение с журналистами или международная встреча, сопровождался астраханской продукцией: в качестве закуски — местные деликатесы, а в роли горячительного — астраханская водочка. А водка в бутылке в форме осетра была лучшим сувениром.

С приходом крупных международных брендов на астраханский рынок продукции АЛВЗ пришлось потесниться на полках. И все же в прошлом году Астраханский ликеро-водочный завод стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России — 2012».

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Видео

Автор

Мария Литвинова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Ксения Гагай, Маргарита Полунина

Новое на сайте