Житель Барнаула решил самостоятельно заняться озеленением своего микрорайона. В роще возле дома он посадил 400 дубов и разбил сосновую аллею. Уже четыре года он в одиночку ухаживает за саженцами.
Простой рабочий из Барнаула Геннадий Долгополов в одиночку восстанавливает Мизюлинскую рощу возле своего дома. За четыре года, используя лишь лопату, он высадил более 400 дубов и разбил небольшую аллею из сосен. Все это время он ухаживает за саженцами: поливает, выкашивает вокруг них траву и убирает мусор, оставленный горожанами.
Все началось с того, что Геннадий Долгополов увидел, как коммунальщики озеленяют территорию около дома. Высаживали крупномеры — большие взрослые деревья, и ни одно из них не прижилось. Возможно, потому, что после посадки о них забыли: ни работники городских служб, ни местные жители не озаботились их поливом. Может быть, дело еще и в том, что крупномерные деревья в принципе хуже приживаются.
Как бы то ни было, Геннадий Долгополов выкопал в ближайшем лесу несколько молодых рябин и посадил их рядом с мертвыми деревьями, торчавшими вдоль пешеходной дорожки после плановых мероприятий по озеленению. На это обратила внимание его знакомая и предложила попробовать посадить дубы — у ее подруги на даче как раз выросли молодые саженцы.
Долгополов попробовал — все саженцы прекрасно прижились. На следующий год та же дачница подарила ему желуди, которые собрала с дубов на своем участке. Он посадил желуди — весной из них выросли побеги. После этого барнаульский рабочий взялся за специальную литературу по ландшафтному дизайну.
Самое главное, чего не понимают наши озеленители, — первые несколько лет за деревом нужно ухаживать: поливать, обкашивать, чтобы не задавило бурьяном. В течение первого года оно пускает в землю основной корень длиной до полуметра, чтобы обеспечить себя водой. Дальше маленькое деревце начинает формировать крону. В это время оно очень уязвимо и нуждается в помощи — как ребенок, которого надо кормить с ложечки. Через четыре-пять лет дерево может начинать самостоятельную жизнь, и о нем уже не надо будет так заботиться.
Геннадий Долгополов поливал свои деревья, таская воду в десятилитровой канистре. В сухую погоду одной канистры хватало на четыре саженца. Из подвала дома была выведена труба, где можно было набрать воду для хозяйственных нужд. Этим летом трубу заварили по просьбе жильцов после установки общедомового счетчика. Правда, лето было дождливым и дополнительный полив молодым саженцам не потребовался.
На вопрос, помогают ли другие жители микрорайона сажать деревья и ухаживать за ними, Геннадий Долгополов ответил: «Спасибо, что не мешают». Впрочем, он отмечает, что отношение соседей постепенно меняется к лучшему. Например, этой осенью, когда он был в отъезде, кто-то взял заботу о молодых дубках на себя: вырвал вокруг них траву.
Обкашивать деревья нужно главным образом для того, чтобы их было хорошо видно. Тогда по ним не проедет машина и не пройдет человек. Я возле каждого саженца вбиваю колышки, чтобы те, кто приезжает в рощу на пикник, видели, что за этими деревьями ухаживают, что у них есть хозяин.
Молодежные пикники стали серьезной экологической угрозой для Мизюлинской рощи. Мусор за собой не убирает почти никто. По словам Геннадия Долгополова, он знает лишь двух человек, которые занимаются здесь уборкой мусора: это он сам и еще одна пожилая женщина, которая собирает битое стекло, чтобы ее собака не поранилась во время прогулки.
Другой «естественный враг» долгополовских саженцев — коммунальные службы. Например, пару лет назад они перекопали часть посадок, чтобы отремонтировать подземную трубу. Долгополов посадил свои дубы снова.
SmartNews обратился к эксперту в области ландшафтного дизайна с предложением оценить рыночную стоимость услуг, оказанных Долгополовым владельцу Мизюлинской рощи.
Стоимость маленького саженца дуба не превышает 100 рублей. Еще столько же будет стоить посадка. Уход за всеми саженцами обойдется примерно в 10 тыс. рублей в месяц. У нас период вегетации длится с мая по сентябрь, то есть за пять месяцев набегает 50 тысяч. Если покупать большое дерево, 2–3-метровой высоты, то оно будет стоить уже как минимум 15 тыс. рублей. Но если человек, о котором вы говорите, действительно посадил 400 деревьев, то уже неважно, сколько стоит крупномер: такого количества взрослых дубов у нас просто не купишь.
Итого получается, что Геннадий Долгополов за четыре года фактически принес в казну Барнаула 280 тыс. рублей. И сделал работу, которую должны были сделать коммунальные службы.
За сохранность зеленых насаждений и благоустройство территории по закону отвечает собственник земельного участка. Он обязан содержать в надлежащем виде деревья, газоны, дорожки, ограждения и другие элементы городского благоустройства. В обязанности владельца участка также входит посадка новых деревьев и кустарников и ремонт объектов ландшафтной архитектуры: скамеек, беседок и т. д. Также собственник обязан в сухую погоду заботиться о поливе зеленых насаждений, по необходимости скашивать траву. Он может выполнять все эти обязанности с помощью уполномоченных лиц или организаций. Например, если речь идет о благоустройстве территории возле многоквартирного дома, ответственность за ее содержание ложится на управляющую компанию или ТСЖ.
Геннадий Долгополов выполняет все эти обязанности добровольно. Возможно, потому, что поколение 50-летних до сих пор ощущает себя собственниками земли вокруг своих домов. И готово ухаживать за саженцами, которые стоят копейки, но через 20 лет превратятся в настоящие деревья, а не покупать дорогие крупномеры, которые, скорее всего, просто не приживутся без надлежащего ухода.
Видео
Как посадить дубовую рощу своими руками
Видео: Sekretmastera на YouTube
Все таки здорово, что не перевелись в стране Дон Кихоты,это вселяет уверенность в том, что не все так плохо на свете.
Замечательный человек со светлыми мыслями и золотыми руками.
Хорошо еще, что коммунальщики не все саженцы попортили.
Мои родители весной купили саженцы клена и березы, высадили перед подъездом на лужайку. Через пару недель их скосили вместе с травой коммунальные службы. В следующем году приняли решение засадить все тот же участок клевером. Его залили и затоптали во время ремонта дома рабочие. Мы выходили и просили не складывать на молодую траву железки, ведра с краской… Часть уцелела. Не знаю, будет ли в этом году очередная попытка облагораживания территории у подъезда. Обидно просто, что никто не только не делает ничего, но и разрушает чужой труд.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе