В век современных технологий молодежь все больше интересуют айфоны и тусовки и все меньше — земля и физический труд. Но на Алтае нашлись подростки, которые умеют и хотят сеять, пахать и собирать урожай. В крае работает единственная школа с фермерским уклоном. Корреспондент SmartNews отправился туда, чтобы встретиться с ребятами, которые в свои 15 лет могут сами вырастить хлеб.
«И на тракторах ездят?» — «Да!» — «И пшеницу сеют?» — «Да!» — «Поди, еще знают, чем отличается сено от сенажа?!» — «Конечно!» Директор школы в небольшом поселке Новороссийском Рубцовского района удивила меня с порога. Я, городской житель, конечно, понимала, что в отличие от меня деревенские школьники умеют работать на земле, но того, что они знают сельское хозяйство и на практике, и в теории, никак не ожидала.
В первом кабинете, куда мы заходим, шестиклассники рассказывают и тут же показывают, как правильно очищать и сортировать семена цветов. По одному виду семечка они могут определить, какой это цветок. И это в 12–13 лет!
С ребятами меня знакомит учитель химии и биологии Любовь Митяева.
Андрей у нас прирожденный бригадир, а вот этот Андрей — будущий полевод. Дарья — цветовод, потому что она очень любит цветы. Настя будет садоводом. Наши ребята трудяжки, это точно. Потому что вспахать участок, вскопать, посеять, прополоть, полить, убрать урожай — они всё умеют у нас. Мне уже не надо стоять и говорить ребенку, который сеет свеклу: «Расстояние — 2 см, глубина заделки там 1 см». Наши дети не просто чисто физическую силу прикладывают, а делают, именно опираясь на опыт, на знания, которые они получают. У нас многие предметы с уклоном в сельское хозяйство. На химии, например, решаем задачи по содержанию массовой доли вещества в удобрении, я сразу же говорю: «Ребят, а на наших полях какие нам удобрения нужны? Что по азоту? А как мы рассчитаем?»
Мы продолжает знакомиться с необычной школой — единственной на Алтае с фермерским уклоном. Учить сельскому хозяйству детей здесь начали в 1992 году, когда в районе развалились почти все совхозы. Заходим в следующий класс. Тема урока «Анализ снопового материала».
Михаил Дмитриевич Свиридов — учитель и, что более ценно, сам бывший председатель колхоза. Он рассказывает ученикам, как по величине колоса определить урожайность. Подростки с увлеченным видом пересчитывают зернышки в колосках, что-то записывают.
Наши школьники провели исследования больше 20 сортов пшеницы. Эти опыты помогают местным фермерам понять, какой сорт лучше сеять в нашем районе, какой даст больший урожай. Так что мы тут не просто так сидим зернышки считаем.
У Новороссийской школы есть и свои поля — 250 га. Каждую весну учителя и старшеклассники выходят из кабинетов, меняют школьную форму на рабочую — и начинается посевная. Юные агрономы сеют разные сорта, смотрят, исследуют, а еще… помогают содержать школу. В прошлом году собранный урожай продали более чем на 1 млн рублей! Директор школы Светлана Николаевна Свиридова зовет меня посмотреть новый кабинет для дошколят, который оборудовали на зерновые деньги. Я деликатно отказываюсь и прошу показать какой-нибудь практический урок.
«Это буртовка», — объясняют мне учителя. Смотрю — школьники складируют зерно большой горкой, оказывается, так оно лучше просохнет. «Неужели вам правда нравится копаться в земле, сеять, пахать?» — вырвалось у меня. И чуть ли не хором парни ответили: «Еще бы!»
Вообще я собираюсь стать юристом, но, так как живу в деревне, эти знания тоже нужны. В этом году мой 10-й класс еще не допускают, но на следующий год я уже буду ездить в поля. В жизни может многое пригодиться, мало ли что случится. Может, я стану агрономом и буду свое фермерское хозяйство держать. Сейчас больше всего мне нравится изучать агроэкономику. Мы изучаем землю, ее состав, зерновые культуры, все посевные.
А я вот уже ездил на посевную. Лично помогал, засевал, загружал, приходилось даже тракторы делать, учился там по ходу. Первый раз, конечно, было сложно.
Дальше мы пошли к тем самым тракторам, которые Иван и другие старшеклассники уже умеют и чинить, и водить. Говорили что-то про фильтры очистки, про зимнюю и летнюю солярку. Я поняла одно и, кажется, главное: ребятам нравятся такие уроки, их им не хочется прогуливать. Кстати, эта школа сегодня единственная на Алтае, где выпускникам вместе с аттестатом дают еще и права тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства категории В, С, Е.
Вообще нашим ребятам проще поступить потом в аграрные вузы и проще учиться. Во-первых, при поступлении они сдают биологию, а биология у нас с уклоном на сельское хозяйство, плюс растениеводство и экономика, которые являются ведущими предметами в сельскохозяйственных вузах. А эти предметы у нас все есть в школе.
На прощание меня пригласили в школьную столовую. Оказалось, все овощи и фрукты для нее тоже вырастили сами учащиеся на учебно-опытным участке. Урожай этого года — тонна капусты, полтонны свеклы, огурцы, помидоры, ягода. Вроде дети, но уже могут накормить себя сами. И кстати, было вкусно.
Видео
Фермерская школа
Видео: Галина Сиуха/SmartNews
Как замечательно, что есть такие энтузиасты.Дети учатся жить и на практике руками узнают все и как надо. Спасибо, педагогам за мудрость и практическую направленность. Дети заняты делом, они познают и учатся, вот это очень ЗДОРОВО!
Тем, кто живёт в деревне, эти знания необходимы. Неважно кто, кем станет, а на земле работать нужно. Это же здорово, всё натуральное, собственноручно выращенное, вкусное.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе