Белгородскую землю сегодня называют Святым Белогорьем — регион гордится многочисленными храмами, которые строятся здесь, и стремится строить общество, основанное на духовных ценностях. Этот имидж область завоевала себе в настоящей борьбе с ведьмами и темными силами, которые, как выяснилось, повсеместно царили здесь в старину. Изучив местные архивы, SmartNews собрал легенды и подлинные истории темных времен Белгородской земли.
В будущем году Белгородская область отметит 60-летие. К своему пенсионному возрасту регион приобрел статус территории добра и благополучия и обзавелся вторым, практически официальным, названием — Святое Белогорье. Однако так его именовали не всегда — в старину край слыл темным местом и пристанищем злых сил. И не без оснований: по свидетельствам историков и священнослужителей, сюда ссылали ведьм со всей страны «на вечное житие».
То, что раньше на территорию Белгородской области отправляли ведьм, — это факт. Здесь было не совсем чистое место. Известно также, что обвиненных в колдовстве женщин, как правило, отправляли в ссылку вместе с потомством. Считалось, что если мать обладала некими способностями, то и ее детям эти способности передавались.
Сегодня словарь дает весьма расплывчатое определение слову «ведьма», а уж в старину под это определение мог попасть кто угодно. Да и служитель храма затруднился ответить, какими именно способностями должна была обладать женщина, чтобы прослыть ведьмой. По его словам, у церкви не было определенных критериев, по которым можно было бы вычислить «подружку» нечистого.
Несмотря на это, и государство, и церковь активно с ведьмовством боролись. Так, до наших дней дошла царская грамота в Белгород об исправлении нравов и уничтожении суеверий, отправленная в 1648 году царем Алексеем Михайловичем воеводе Тимофею Бутурлину. Уже по этому историческому документу можно увидеть, насколько невнятным и широким было понятие «суеверие» и как разнообразны деяния, за которые можно было загреметь в ссылку или быть «битым батогами» (палками).
Грамота начинается рассказом о том, что в Белгороде и других городах и уездах мирские люди стали реже ходить в церковь и чаще устраивать бесовские действа и игрища. К ним, в частности, относили скоморошество, пение богомерзких песен и даже качание на качелях и веревках, то есть самые разнообразные народные забавы.
Да в городех же и в уездах от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике громнение на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут — коляду и таусен, и плугу, и многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в по(г)лаз, и в птичей грай, загадки загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти.
Грамота предписывала пресекать подобные «бесовские игрища» повсеместно. А тех, кто продолжит заниматься богомерзкими делами, было велено бить батогами. Самым непослушным грозила ссылка в «украинные города да опалу». Сожжения обошли белгородских ведьм стороной.
Ведьм сюда ссылали, но их не казнили и не сжигали — на Руси все-таки не было инквизиции, как в католической Европе.
Документов о сожжении в нашем архиве нет.
Интересно, что о ведуньях, населявших Белгородчину, знают и помнят не только узкие специалисты, изучавшие историю края, но и сами местные жители. Несмотря на то что времена охоты на ведьм давным-давно миновали, люди до сих пор пересказывают друг другу полуистории-полулегенды о событиях тех лет, припоминая в том числе конкретные населенные пункты, становившиеся оплотами колдунов и магов.
Белгородчину стали активно заселять в конце XVI — начале XVII века. Тогда здесь была голая степь. Сюда-то, на окраинные земли, удаленные от центра, и стали ссылать ведьм. К примеру, в Старый Оскол, в село Роговатое. Или село Белый Колодезь Вейделевского района. Причем об этом нам рассказали во время экспедиций сами местные жители.
Если конкретнее, ссылали в основном в поселок Чернянка Белгородской области, причем начата была сия кампания Екатериной II.
Ну, еще и Старый Оскол затронули. Туда ссылали ведьм, колдунов и всех остальных из этой же серии, так что там тоже энергетика не очень.
Сказать что-то большее о ведьмах, живших в стародавние времена на Белгородчине, специалисты, изучающие народную культуру, и священнослужители не берутся. По их словам, этой темой в регионе почти никто не занимался: местные краеведы чаще обходили ее стороной, поэтому она до сих пор остается практически неизученной. Кроме того, письменно зафиксированного исторического материала для работы современному исследователю досталось не так уж много.
Однако корреспонденту SmartNews удалось найти в архиве «дело о жинке Ульяне и чинении ею волшебства». Документ датирован 1749–1750 годами и составлен уже церковным органом — Белгородской духовной консисторией.
Справка SmartNews
Духовная консистория — церковный орган, находившийся в ведении архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первые консистории появились в России в начале XVIII века. Согласно уставу консистория могла вершить духовный суд над людьми.
По материалам дела, Ульяна начала «учиться волшебству у черкаски» (то есть украинки), когда жила со своим первым мужем, мельником, в слободе Мандровке (сегодня — село Мандрово Валуйского района Белгородской области). В своих первых показаниях крестьянка рассказывала, как напускала мор на коров, собирала траву по болотам в день Рождества Иоанна Крестителя и заговаривала ее. Она якобы продала душу чертям, используя в своих обрядах нож, который втыкала в землю.
Такие сведения от Ульяны получили в Белгородской духовной консистории. Однако при повторных допросах она от своих показаний отказывалась, утверждая, что оговорила себя в безумии. Женщина сообщала, что «волшебству училась, но так и не выучилась» и никаких «дел не творила». О том, что случилось с ней в итоге, точно не известно.
Фото: Наталья Гребнева
Что касается «дела об Ульяне», то ее, скорее всего, могли наказать битьем. В тексте, насколько нам удалось его разобрать, сказано, чтобы «впредь никто никаких волшебников в дом не приводил, к ним не ходил и о волшебствах разговоров не имел».
Помимо этого документа, в белгородском архиве сохранились рапорты из духовных правлений и монастырей «о получении и исполнении указа о наблюдении и проявлении во вверенных местностях суеверий и ложных чудес и пресечений их». В Центральном государственном историческом архиве Украины (Киев) хранятся указы белгородского епископа об искоренении волшебниц и волшебников, датированные 1731 годом.
Как видно, искоренением ведьм и исправлением нравов церковь и государство занимались несколько веков. А положил конец темным временам в этих краях, как считается, святитель Иоасаф, почитаемый сегодня как небесный покровитель Белгородчины.
Когда в Белгород приехал святитель Иоасаф, здесь было очень мрачное, неспокойное место, которое населяли тяжелые люди. Но он своей духовностью, силой своих молитв постепенно преобразовывал эту атмосферу. Люди стали стремиться к исправлению, и духовная жизнь на Белгородчине постепенно преображалась.
Так или иначе, но не все белгородцы верят, что ведьмы навсегда исчезли с лица родной земли. Более того, многие люди специально ищут их и обращаются к ним за помощью в надежде разрешить свои проблемы. В регионе по-прежнему можно найти и ясновидящих, и знахарей, и колдунов — людей со сверхспособностями на любой вкус: их объявлениями пестрят газеты и интернет, а адреса самых сильных из них местные жители передают по сарафанному радио.
Остается только гадать, перешли этим людям сверхспособности от их предшественниц, населявших в старину территорию области, развили они их сами или же, как считают современные священнослужители, никаких способностей у них вовсе нет.
Те, кто называют себя магами и колдунами, либо просто шарлатаны, преследующие коммерческие цели, либо люди с больной фантазией. Церковь сегодня не может с ними бороться, она может лишь увещевать.
Вероятно, что-то от ведьм все-таки передалось современным жителям Белгородчины, пусть не в качестве способностей, но в некоем ином виде. Во всяком случае, некоторые твердо в этом уверены.
Когда мы переехали в Белгород из Крыма, первое, что меня неприятно поразило, — это отвратительный характер местных жителей. Народ тут оказался хамоватым, склочным — как будто в отдельных граждан вселился бес. Позже одна знакомая, которая обладает экстрасенсорными способностями, объяснила мне, что в старину в Белгород ссылали ведьм, что и отразилось на характере последующих поколений. И такую историю я слышала еще не раз от других людей. Причем говорили они это как факт.
Видео
Пьеса «Ведьма» А.П. Чехова, театр «Образ», г. Белгород
Видео: Алексей Кириченко на YouTube
Да бред это все какой-то. Не верил никогда в ведьм и потусторонние силы и никогда не поверю. Все эти истории были придуманы кучкой напуганных людей, а у страха, как говорят, глаза велики… Вот собственно и весь секрет. А что касается всяких «явлений», то тут се поддается объяснению с точки зрения науки=)
А ведьмы сейчас разве никуда не исчезли? я то думала, что все женщины немного да ведьмы… Причем вне зависимости от места проживания!
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе