Фото: advertology.ru
Разработанный и принятый правительством Белгородской области этический кодекс рекламы заработал дурную славу. Документ фактически носит рекомендательный характер, а из-за нечетко определенного статуса кодекса между подписантами уже начинаются первые размолвки.
Инициатором создания этического кодекса рекламы выступило правительство Белгородской области. В регионе, власти которого не первый год уделяют большое внимание общественным и религиозным ценностям, никто не удивился новой идее чиновников. Свою инициативу они объяснили заботой о белгородцах.
Мы с вами все возмущаемся потоком чернухи с федеральных каналов. Возмущаются все, но при этом все говорят: это же там. Мы здесь ничего не можем. При этом когда у нас под боком происходит то же самое, то мы делаем вид, что этого не замечаем. Мы делаем вид, что это не беспокоит, не растлевает наших детей, наших внуков, которые ходят по этим улицам и впитывают эти образы. Наверное, это принципиально неправильно. Несправедливо, когда кто-то в погоне за лишними 30 сребрениками готов отдать души своих, и наших, и всех остальных детей.
Кодекс — добрая договоренность между теми, кто разделяет наше представление о том, какая должна быть сегодня реклама. Мы предлагаем представить его всем рекламораспространителям, рекламоизготовителям и предлагаем подписаться под этим кодексом.
В правительстве региона SmartNews пояснили — у чиновников нет прямых претензий к конкретным рекламным агентствам области, но уровень недовольства билбордами и растяжками среди населения в последнее время стал зашкаливать.
Нам постоянно звонят и говорят — вот на той улице, по такому-то адресу такой-то билборд. Кто-то поедет посмотрит, и действительно окажется, что там кошмар. Но юридически не подберешься ведь к рекламщикам — грань очень тонка и вроде как (в данном случае) за нее не перешли. Поэтому кодекс нужен хотя бы для того, чтобы просто был. Всегда можно сослаться на него без судов и перипетий.
Сам документ, как подчеркивают во властных структурах, носит характер общественного договора и уж точно не является юридически закрепленным нормативным актом. Кодекс не имеет силы в суде, с ним нельзя прийти в офис рекламного агентства и предъявить как доказательство вины. В конце концов, соблюдение позиций документа — не более чем правило хорошего тона.
Реклама должна быть законной, честной, корректной и достоверной. Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности. Никакая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.
Тем не менее формально кодекс все-таки имеет определенный вес. В муниципалитетах создадут общественные советы, которые проанализируют, насколько то или иное рекламное сообщение соответствует требованиям документа. Эксперты могут обратиться в региональное управление Федеральной антимонопольной службы для проверки законности рекламы.
Руководители рекламных агентств Белгорода, некоторые из которых участвовали в разработке кодекса, в целом поддерживают введение документа. Но необходимо заметить, что их лояльное отношение связано скорее с необязательностью соблюдения правил, прописанных в документе.
Изменения в самой рекламе вряд ли будут, просто каждый дополнительный раз поймет, что можно делать, а что лучше не делать. Те, у кого, кроме денег, в голове есть еще и социальная ответственность, не пострадают.
Согласен с предпринимателями и руководитель управления антимонопольной службы по Белгородской области Сергей Петров. Ему уже не раз приходилось объяснять свою позицию по поводу рекламы нижнего белья, непристойных билбордов и растяжек на улицах города. Но и с принятием кодекса Петров крупных изменений в рекламном медиапроцессе не ожидает.
Мы смотрим на кодекс и на рекламу с чисто юридической стороны. Реклама может быть сколько угодно неправильной и плохой, но законной. Да, эксперты предлагают городским архитекторам внимательнее относиться к тому продукту, который выходит на улицы. Но кто и что там будут соблюдать по кодексу, я не знаю.
Многие специалисты кодекс этики по рекламе сравнивают с федеральным законом «О рекламе». Именно в нем отражены требования к профильным агентствам, причем они имеют конкретную юридическую силу. Региональный свод правил, принятый в Белгородской области, вроде и конкретизирует положения ФЗ, но, с другой стороны, попросту повторяет их.
Интересная, скажу я вам инициатива, только вот какой от неё прок? Закон «О рекламе» никто не отменял? Не знаете? По-моему он ещё действует, и там русским по белому прописано что можно, а что нельзя делать в рекламе. Зачем нам опять очередные высоконравственные рассуждения, непонятные этические нормы и правила, придуманные кодексы чести? Зачем?
В ФЗ «О рекламе», в пятой статье, где приводятся общие требования к рекламе, четко прописаны все положения. К примеру: реклама должна быть достоверной, не порочащей и т. д. Наш региональный документ ничего нового не приводит — читаем: реклама должна быть законной, честной и т. д. и т. п. Может быть, есть какой-то смысл в этой бумажке, я не знаю. Но на поверку это выглядит как переписанный федеральный закон, просто с какими-то другими словами.
Безусловно, кодекс имеет прямое сходство с законом «О рекламе». Но я считаю, что региональные поправки к вопросу рекламы нужны. Думаю, что если в региональном кодексе, например, учитывали бы социальную направленность рекламы, распределение бюджета, то это было бы здорово и продвинуло рекламную деятельность в нашем городе на шаг вперед.
Видео
Видео пользователя Мир Белогорья
Подобные «этические кодексы» — продукты законотворческого «зуда» региональных администраций. Есть федеральный Закон о рекламе — будьте добры следить за его исполнением. А принимать документы, правовая цена которых ниже стоимости бумаги, на которой они напечатаны — не более чем симуляция деятельности. В любом городе России немало реальных проблем, которыми и нужно заниматься всерьёз, а не плодить никчёмные бумажки.
Этакая цензура, безусловно нужна. Но, грани всего этого очень тонкие. Если захотеть, то можно выбрать такие языковые обороты, и такие хитрые картинки, что вы и не заметить, как вам втюхали пошлятину. Думаю, что это бесполезное мероприятие.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе