В России испытали первый в мире тепловоз, работающий на сжиженном газе. Несмотря на более дорогое изготовление, локомотив окупится гораздо быстрее своих аналогов, использующих дизельное топливо. На поток новую разработку планируют поставить в конце 2014 года.
Первый российский тепловоз ТЭМ19 с газопоршневым двигателем, построенный на Брянском машиностроительном заводе, совершил свою пробную поездку. Аналогов в мире разработке российских машиностроителей нет. Все тепловозы сейчас используют дизельное топливо. Бензиновый двигатель был бы неоправданно дорог в эксплуатации.
Это первый в мире тепловоз, который работает чисто на сжиженном газе. Его преимущество в экологичности и экономии: в пересчете на удельный расчет топлива он выигрывает. По стоимости изготовления он получается дороже, но у него очень небольшой срок окупаемости. Тепловоз имеет срок службы 50 лет, а окупается за 13 лет, все остальное время он работает, именно принося пользу.
Аналогов такого тепловоза нет. Тут интересно то, что, действительно, это разработка для РЖД. РЖД собираются строить целый ряд заправочных подстанций. Сейчас выпустили первый опытный образец, к концу следующего года будет изготовлен еще один такой, а на серийное производство мы перейдем после того, как пройдем сертификацию.
Газотепловоз преодолел 13-километровую ветку Голутвин — Озеры. Все системы сработали исправно, двигатель работал на сжиженном газе.
Возможности тепловоза оценивала целая команда специалистов. Кроме машиниста, в кабине находились старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович, главный инженер Московской дирекции тяги Сергей Вязанкин и другие руководители и инженеры.
По качеству оборудования вопросов у экспертов не возникло.
Машина уверенно сделала свои первые шаги. Сейчас подготовлен план-график уже полного комплекса испытаний в соответствии со стандартом подготовки продукции к началу производства. Мы убеждены, что ТЭМ19 успешно пройдет все виды испытаний до конца следующего года и поступит в серию.
Мы планируем использовать тепловоз в Екатеринбурге и вообще там, где есть станции для сжижения газа. В России сейчас есть план строительства в Санкт-Петербурге и за Воронежем таких станций. В перспективе такие тепловозы будут востребованны. Первый шаг — мы привязываемся там, где есть станция сжижения. Пока идет сертификация, потом выпустим установочную партию, а затем — серийное производство.
На конец мая 2014 года запланировали 300-часовой пробег ТЭМ19. Также весной примут решение о строительстве второго тепловоза. До конца следующего года машины должны получить сертификат и отправиться на Свердловскую железную дорогу.
Очень интересная система — это картриджная заправка. В депо на газозаправочные станции будут развозиться емкости со сжиженным газом. За 20 минут одну снимают — другую ставят. К нам приезжали 6 конструкторов ВНИКТИ, и мы прямо по эскизу, по чертежам, «с листа» и изготавливали тепловоз. Потом его сразу представили на выставке, где и заняли первое место по инновациям за 2013 год.
Ранее Брянский машиностроительный завод получил сертификат соответствия на выпуск новых магистральных грузовых тепловозов 2ТЭМ25АМ.
Видео
Новые тепловозы на БМЗ
Видео: РЕН-ТВ Брянск/YouTube
По-моему, очень хорошая штука. Газа у нас достаточно (зря что ли Газпром имеем), так что проблем с топливом не будет. И экологически намного чище обычных тепловозов. Громоздок правда, но думаю, Следующие модели будут куда более компактнее. Всему своё время.
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе