Необычный способ решить транспортные проблемы Брянска, который на сегодняшний день буквально задыхается от автомобильных пробок, предложили местные ученые. Вместе с коллегами из Новочеркасска они разработали проект канатного метро. Предполагается, что этот скоростной вид транспорта соединит между собой четыре района Брянска по воздуху.
Специалисты Брянского государственного технического университета вместе с учеными из Южно-Российского государственного политехнического университета в Новочеркасске разработали проект канатного метро. Оно представляет собой обычную канатную дорогу, адаптированную к городским условиям. Подвижной состав — вагончики или гондолы, рассчитанные на 30–40 посадочных мест каждый, — перемещается на некотором расстоянии от земли по стальным тросам.
Предлагаемая концепция включает в себя 25 станций, расположенных на пяти линиях воздушного метро. Станции расположены в башнях, которые служат посадочными площадками и одновременно поддерживают несущие канаты. Общая протяженность системы составляет порядка 46 километров. Планируется, что каждая станция такого метро сможет принимать до 3 тыс. пассажиров в час. По проекту скорость движения вагонов составляет 40 км/ч, но может достигать 72 км/ч.
Канатное метро — это скоростной вид городского транспорта, который не пересекается с автомобильным движением. Оно интересно тем, что каждый пассажир может четко рассчитать время нахождения в пути, так как на его пути не будет никаких препятствий — пробок, ДТП и т. п. Это очень удобно, особенно в таком городе, как Брянск, который сегодня просто задыхается из-за возросшего автомобильного потока.
Действительно, в сегодняшних брянских реалиях такой проект очень актуален. По данным областной ГИБДД, по состоянию на 2012 год в регионе было зарегистрировано 186,5 тыс. единиц только легкового транспорта (население города — около 410 тыс. человек). Как минимум половина из них приходится на областной центр. И с каждым годом количество автотранспорта растет.
По прогнозам к 2015 году число легковых автомобилей на брянских дорогах может увеличиться на 34%, грузовых автомобилей — на 38%, автобусов — на 20%. Сегодня на основных транспортных магистралях города постоянно возникают пробки, растет количество дорожно-транспортных происшествий. В часы пик средняя скорость движения по городу не превышает 20 км/ч.
На сегодняшний день требуется инженерная проработка вопроса канатного метро. За его внешней простотой кроется масса технологических тонкостей, связанных с безопасностью и т. д. Надо решить проблемы создания надежного несущего каната, постройки башен-станций. Поэтому на уровень практической реализации мы с этой концепцией еще не выходили. Но со временем это так или иначе придется сделать, нам просто некуда деваться. Расширить традиционные, исторически сложившиеся брянские дороги возможности нет. Поэтому нам нужно уходить либо под землю, либо что-то строить над землей. Вариант подземного транспорта достаточно дорогостоящ. Экономическую целесообразность канатного метро мы еще не просчитывали, но, даже если это будет невыгодно, у Брянска просто не остается другого выхода.
В муниципалитете с концепцией канатного метро еще не знакомы, хотя проблема городского транспорта для местных чиновников на сегодня, пожалуй, самая сильная головная боль. Брянск имеет значительную площадь и включает в себя четыре района. При этом все они разделены между собой реками Десной и Болвой, а также железнодорожными путями, через которые проложены мосты. Из-за этого каждый район соединен с соседним всего одной, максимум двумя дорогами. И если на одной из них случается ДТП и, как следствие, образуется транспортный затор, это сразу блокирует сообщение между двумя районами, то есть без преувеличения останавливает половину города.
В качестве решения этой проблемы власти периодически предлагают строительство дорог-дублеров, расширение имеющихся трасс. Но, как правило, все эти новшества упираются либо в неподходящий рельеф, либо в исторически сложившуюся застройку с узкими улочками, либо в недостаток финансирования. Что касается канатного метро, то прогнозов относительного такого новшества в горадминистрации делать пока не спешат.
Если предположить, что канатная дорога будет запущена, это требует отдельного комплекса работ. Должны быть построены дополнительные транспортные развязки, подъездные пути. Чтобы оценить, насколько это реально, нужно тщательно разбираться с документацией.
Впрочем, как следует из концепции канатного метро, опубликованной в «Вестнике БГТУ», инвестиционная привлекательность проекта заключается в том, что стоимость строительства и введения в эксплуатацию на порядок ниже любого другого вида городского общественного транспорта. Строительство не требует внешних инвестиций и может осуществляться за счет продажи коммерческих площадей на станциях. А затраты на эксплуатацию, в свою очередь, покрываются стоимостью проездных билетов.
Пока же эта задумка не стала реальностью, местные жители относятся к ней с осторожностью.
Канатное метро — это, конечно, очень круто. Если они все правильно посчитали с точки зрения технического осуществления в нашей холмистой местности, а также если на это дело найдутся деньги, то, конечно же, было бы здорово обзавестись таким метро. Я бы с радостью на таком каталась.
Я в такое не полез бы. Потому меня нельзя как потенциального пассажира разглядывать. Одно дело — в горах на канатке корячиться, когда там и так понятно, что под смертушкой ходишь. А в городе? В Брянске? Не-не-не.
Между тем тема брянского метро — не канатного, а традиционного — блуждает среди горожан уже очень давно. Она успела стать одной из городских легенд, которая даже вошла в изданный год назад сборник Павла Шукшанова и Алексея Фролова «Другой Брянск». SmartNews писал об этом.
А по Сети до сих пор гуляет шуточная схема брянского метрополитена, некогда составленная местным журналистом Олегом Вязьмитиным. Она включает в себя пять веток и четыре десятка станций, которые объединяют Брянск и пригороды. К идее канатного метро в Брянске ее автор, впрочем, отнесся более чем скептически.
Проект выглядит слишком неожиданно, слишком смело для нашего города. Первый вопрос, который возникает, — почему даже более процветающие города не ввели у себя такой транспорт? Ведь для его осуществления потребуется большое количество принципиально новых разработок и инженерных решений. Второе — скорость передвижения и преодолеваемые расстояния. Я не спец, но мне кажется, что заявленные 40 км/ч — это нереально быстро для канатной дороги. Соответственно, для такого разбросанного города, как Брянск, это малоэффективный транспорт. Третье — это сама потребность в таком «надуровневом» транспорте. Пускать его вдоль существующих улиц — ради чего? Ради экзотики? То, что в Брянске нередки пробки, — это следствие нынешней неразвитости дорожной сети, но ведь Брянск не так плотно застроен, чтобы эту сеть нельзя было развить. Есть куда расширять нынешние улицы, и есть где строить новые.
Видео
Транспортная проблема Брянска. Пробки
Видео: Саня Бежицкий/YouTube
По словам Олега Вязьмитина, предложенная схема выглядит довольно непродуманно. Во-первых, смущает широкий размах на весь город. По мнению краеведа, было бы лучше, если бы эта новинка проектировалась для какой-то конкретной местности, возможно, в виде одной линии с небольшим количеством станций. Тем более что разговоры о строительстве канатной дороги от гостиницы «Брянск» до вокзала Брянск-I ведутся уже без малого 30 лет.
Во-вторых, на иллюстрациях канатная дорога проходит над полупустыми улицами. Или улицы должны стоять в пробках, или линии канатной дороги должны проходить в тех местах, где нет уличной сети, считает Олег Вязьмитин.
Ну и в-третьих, ведь Брянск — это великий железнодорожный город, так почему бы не спроектировать новый рельсовый транспорт? Он все же кажется более надежным и эффективным, чем канатная линия.
В Москве нечто подобное уже курсирует на севере (я имею ввиду монорельсовую дорогу). Задумывалась она с той же целью, с какой задумывается «канатное метро» в Брянске. Результат — истрачено большое количество денег, расходы до сих пор не окупились. Популярностью монорельсовая дорога не пользуется даже у гостей столицы.
Подобные проекты имеют шанс на существование, но только в тех случаях, когда существующую инфраструктуру уже невозможно улучшить. Если в Брянске уже и дороги расширили и сделали все возможные развязки, но это не помогло, то придется обращаться к подобной экзотике. Но что-то мне подсказывает, что еще не все ресурсы традиционных способов передвижения исчерпаны. Хотя, что уж скрывать, идея канатки в городе весьма романтична.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе