Дятьковский хрустальный завод получил шанс на возрождение. Несколько лет он балансировал между «жизнью и смертью»: менялись конкурсные управляющие, накапливались долги по зарплате и коммунальным услугам. Однако Брянская область сохранила редкое производство и нашла инвестора. За три года в создание фактически нового предприятия на старых площадках будет вложено 700 млн рублей.
Дятьковский хрустальный завод — последнее в России предприятие, производящее изделия из хрусталя. SmartNews писал о том, что этот завод выставили на аукцион с начальной стоимостью 10,5 млн рублей. Многие тогда говорили о неизбежном крахе редкого производства. Однако этого удалось избежать.
Возрождать завод под брендом «Мальцов» будет руководство мебельного концерна «Катюша». Новое предприятие на условиях частно-государственного партнерства должно будет не только делать хрусталь, но и повышать туристическую привлекательность региона.
Справка SmartNews
Строительство хрустального завода было затеяно дворянкой Марией Мальцовой на берегу речки Дятьковки не случайно. Место подходило для производства стекла, здесь была и древесина, необходимая в качестве топлива, и кварцевые пески, и глины. В середине XIX века предприятие возглавил титан русской промышленности Сергей Мальцов, чьим именем теперь и планируется назвать новый брэнд. С ним связан период расцвета предприятия.
Да и позднее, вплоть до перестроечного времени, на завод приглашались мастера-художники, которые разрабатывали эскизы целых хрустальных коллекций. За годы советской власти марка «дятьковский хрусталь» приобрела популярность по всей стране, не оставалось, казалось бы, ни одного дома, в котором не было бы хрустального сервиза из Дятьково.
В 1990-е годы предприятие было фактически доведено до банкротства, для того чтобы спасти «визитную карточку» региона, администрация области была вынуждена купить завод. Однако было очевидно, что этих мер недостаточно. Спрос на хрусталь упал, мастера-хрустальщики ушли на заработки в другие отрасли. А после закрытия завода в Гусь-Хрустальном Дятьковский завод остался единственным в стране предприятием по производству хрусталя. Но даже отсутствие конкуренции не сыграло на руку уникальному заводу, на устойчивую рентабельность предприятие так и не вышло.
В феврале завод был выставлен на аукцион по цене 10,5 млн рублей, но из-за отсутствия конкуренции торги не состоялись. Теперь же в Дятьково грядут перемены: в ближайшие годы на старой площадке будет отстроен фактически новый хрустальный завод, который сохранит все традиции старого.
Мальцовский портландхрусталь… Интересно, аукцион же был, где завод этот продавали за 10 млн. рублей. Так за сколько в итоге продали?
Та площадка, на которой находится ДХЗ сейчас, она принадлежит банку. Размещаться новое предприятие будет на старой площадке, где изначально находилось предприятие во времена оные, в центре города. Оно будет создаваться в рамках частно-государственного партнерства. На этом условии не нужно совершенно никаких торгов.
Инновационное производство, которое будет создано в Дятьково, начнет выпускать продукцию под новым брендом «Мальцов». Гендиректор концерна «Катюша» Сергей Авдеев пришел к губернатору Николаю Денину «с полным портфелем идей». Уроженец Дятьково считает, что для повышения туристической привлекательности региона районному центру сегодня нужен не только новый завод. В его планах — реконструкция старых корпусов завода, открытие краеведческого музея с экспозицией, посвященной заводчику Мальцову. Плюс к этому планируется восстановить старинный дом управляющего завода Третьякова и создать в нем уютную гостиницу.
Решение о запуске перспективного проекта принято на встрече губернатора Николая Денина с генеральным директором ООО «УК МК Катюша» Сергеем Авдеевым. Стоимость проекта 700 млн рублей, реализовать его планируется в течение трех лет. В настоящее время уже вложено 70 млн рублей, разработан и зарегистрирован новый бренд «Мальцов».
Предприниматель представил главе региона ассортиментный каталог продукции, которая будет выпускаться под новой торговой маркой «Мальцов», дизайн упаковки и оформление фирменных магазинов.
В каждый подарочный пакет планируется вкладывать историческую справку о дятьковском хрустальном заводе. Порой говорят, что, выбирая машину, дом или что-то памятное, человек прежде всего покупает эмоции. Ничего плохого в этом, на мой взгляд, нет.
Если обновить производственную линейку, подумать над выпуском не только хрустальных рюмок, но и поработать над созданием модных витражей из цветного стекла и другой современной продукции, то вполне возможно, завод сможет выдержать конкуренцию. В целом же даже существующий сегодня магазин хрусталя в Дятьково, который реализует небольшие партии сувенирной продукции, имеет прибыль.
Eсли дизайнерские разработки будут интересными и большой ассортимент, без потери дятьковского хрустального качества, то очень даже неплохой проект… Дятьковского хрусталя навалом осталось со времен Союза, начищенный стоит как новенький, тяжелый, не штамповка и обалденный хрустальный звон бокалов… так вот, хотелось бы в будущем так же покупать добротный хрусталь теперь уже от брЕнда «Мальцов».
Видео
Такое производство как Дятьковский хрустальный завод, это штучное производство, единственное в стране. Продукция завода должна стать брендом России, ассортимент и качество выпускаемой продукции должен быть таким, чтобы они стояли рядом или были лучше чем, скажем Богемское стекло или Чешский хрусталь.
И все-таки одного я не могу понять, почему этот завод остался единственным? Хрусталь во всем мире продолжает оставаться в цене, а у нас заводы закрываются, как убыточные.
А просто нужно было идти в ногу со временем и перепрофилировать завод, а не клепать до конца дней своих бабушкины вазоны, и не было бы таких сложностей.
Проблема «советского хрусталя» заключалась в том, что этот «хрусталь» представлял собой дешёвое, но очень технологичное свинцовое стекло (силикаты свинца) — легко обрабатывать, штамповать и прочее. Импортный хрусталь состоит только из кварца (двуокись кремния) — тугоплавкий материал, требует высокого мастерства. Если сейчас на предприятии освоят выпуск кварцевых изделий, то они смогут легко конкурировать с импортными аналогами. Только не надо зацикливаться на красивых рюмках, народ требует кварцевые гранёные стаканы. А вообще перспектив у предприятия — тьма.
Дело не в бабушкиных вазонах, а в людях, которые эту посуду покупают. Наши хрустальные заводы выпускали шедевры(хрустальная корона Гусевского завода только чего стоит). Но производство настроено на вал, а покупатель, наши сограждане, постепенно скатился на дешевенькое стекло. Мы торговали хрусталем семь лет и за это время явно отслеживается уход покупателя в сторону дешевого стекла, а теперь и пластика. Стиль жизни основных потребителей хрустальной посуды, к сожалению, стал более дешевым и более прогматичным, т.е. если можно «хабахнуть» из пластика, зачем платить за хрусталь.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе