Чувашию называют краем ста тысяч вышивок. Этнографы уверяют: нет другого народа, который использует в вышивке столько разнообразных приемов. Но знания, которыми обладали прапрапрабабушки современных чувашей, практически утеряны. SmartNews узнал, как местные мастера передают секреты древнего исскуства другим жителям республики.
В просторном зале Национальной библиотеки светло и уютно. За столом трудится десяток женщин: в их руках белая ткань в клетку и иголка с ниткой. Стараясь не нарушать рабочую атмосферу, я тихонько прохожу и присаживаюсь на стул. С интересом наблюдаю: мастерица Евгения Жачева показывает своим подопечным технику пока нового для них шва. Общение дополняется рассказами о вышивке и ее значении для древних чувашей.
Родственники жениха всегда оценивали вышивку невесты. Причем работу они судили по изнаночной стороне. Не торчат ли нитки, все ли аккуратно сделано. Считалось, что если изнанка аккуратная, то и при приготовлении пищи, на косьбе, на жатве такая невеста будет аккуратной. А если девушка не умела вышивать, ее вообще не брали замуж.
Азы древней вышивки постигают современные, яркие и интересные девушки. Кто-то услышал об этих занятиях от подруг, кто-то нашел информацию в интернете. Казалось бы, зачем им все это? Подхожу к будущим мастерицам, тихонько задаю вопросы, чтобы не сильно отвлекать от работы.
Вышивать не умела никогда, и просто захотелось научиться. Возможно, и сына своего маленького научу, это полезно для моторики. Думаю, получу побольше знаний и буду вышивать полотенца, салфеточки украшать.
Анна Аксарина поддерживает соратницу, говорит, в будущем тоже хотела бы научить своих дочек азам чувашской вышивки. Ведь это и полезно, и интересно.
Я чувашка, живу в Чувашии и, конечно же, хотела бы знать азы именно чувашской вышивки. Жители республики все это забывают. К тому же Евгения Николаевна много рассказывает нам об истории древних чувашей, это очень полезно.
Художественное образование у меня уже есть, училась на худграфе. Теперь, чтобы получить какой-то опыт, я и пришла сюда. Потому что такой великий специалист у нас преподает — Евгения Жачева. А хочу научиться в том числе и для того, чтобы делать и продавать сувениры.
Конечно, не всё получается с первого раза. Девушки то и дело подходят к Евгении Николаевне с вопросами, как вывести иголку, сделать следующий стежок, закрепить нитку. Мастерица терпеливо разъясняет все премудрости, она понимает: научиться этому искусству сразу очень сложно. Чувашская вышивка — это очень кропотливая и непростая работа.
Вот хохлома: нарисовали через кальку — и сиди заполняй, не надо думать. А тут каждый стежок: куда идти дальше, куда вывести иголку? Каждую минуту нужно думать. Это очень развивает логическое, пространственное мышление.
Евгения Николаевна рассказывает ученицам: вышивать чувашских девочек учили с 5–6 лет, к 12–14 годам они уже становились мастерицами, сами себе шили и украшали одежду. Рубашки для праздников и хороводов девушки вышивали скромно. Другое дело — свадебный костюм. Прапрапрабабушки современных чувашек вкладывали в этот наряд всю душу. Вышитый костюм они потом хранили всю жизнь.
Мама рассказывала мне про старинные традиции. Невеста должна была сшить и вышить себе свадебный наряд. Кроме того, она готовила подарки жениху и его родне — это тоже, как правило, вышитые рубахи. С малых лет невеста собирала себе и приданое — вышитые наволочки, полотенца.
Холст для работы девушки ткали сами, обычно изо льна или конопли. Как правило, ткань была белой. Но иногда материал выкрашивали в красный цвет. Вышивали шерстяными или другими нитями растительного происхождения, которые пряли сами. На рынке покупали разве что шелк, и то нечасто.
Двухсторонность композиции на изделиях, просматриваемых с обеих сторон, также является характерной особенностью национальной вышивки. Даже аппликация делалась на обеих сторонах изделия. Так выполнялись поясные подвески, платки жениха, покрывала невесты, сурпаны. Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли ни единого узелка, ни концов ниток. Порой трудно различить лицевую или изнаночную сторону изделия. Изумительная чистота, ювелирность, филигранность швов принесла славу чувашской вышивке.
Многие историки считают, что в узорах древних чувашей угадываются и своего рода письмена. Рисунки находят параллели в рунических письменах Волжской и Дунайской Болгарии, в письменности сибирских народов, древневенгерских знаках и памятниках письма Средней Азии и Северного Кавказа.
Рукоделие — дело хлопотное. Девушки, как правило, работали с утра до поздней ночи. И слава об их мастерстве гремела по всей стране.
Висели узорчатые полотенца, расшитые сурпаны и разные другие принадлежности чувашского народа, все до такой степени бело и чисто, что любую из вещей не погнушалась бы положить на свой туалет наша щепетильная модная барышня.
Вышивка древних чувашей строго геометрической формы. Внимательно смотрю на рисунок: это комбинация квадратов, зигзагов, прямоугольников, стилизованные фигуры птиц, зверей, людей, древа жизни. Здесь нет ничего бессмысленного: у каждого узора свое имя и предназначение. Причем такие орнаменты не просто дань красоте, они несли охранную функцию — должны были защищать от злых духов.
Прежде всего вышивались открытые части одежды — это ворот, рукава, наплечники, оборки, подол. Делалось это в том числе и для красоты, но по большей части в целях охраны. Наиболее яркое проявление этого — одеяние невесты. Возьмем покрывало невесты — уникальное произведение. И главной составляющей его вышивки является охранительный элемент — розетки. Розетки — это солнечный орнамент, а солнце — это белый свет, которого боятся злые духи.
Сама Евгения Жачева начала изучать чувашскую вышивку достаточно поздно — в 40 лет. Но, к слову, сейчас ей 73. С улыбкой она рассказывает, как много лет назад решила создать родословную своей семьи. Рисунок изобразила на куске обоев. Но, как известно, такой материал недолговечен. Как сохранить его для будущих поколений? Конечно, вышить!
А как вышить? Естественно, только чувашским узором. А я знать не знаю, как это сделать. Начала изучать литературу. Вышила первую работу, мастера посмотрели на изнанку — нет, не так нужно делать. Начала интересоваться: в маминых сундуках смотрела, в бабушкиных сундуках. Пошла по архивам, начала читать. Прочитала там, что ни один народ России не знает столько приемов шитья, сколько знают чуваши. Вот эти слова меня задели. Я стала искать, восстанавливать швы. Их известно было 18, мне удалось еще 13 швов восстановить.
Евгения Николаевна убеждена: дети в республике должны изучать чувашскую национальную вышивку на уроках труда, 3–4 уроков в квартал было бы вполне достаточно. Но такие решения принимают на высшем уровне, и пока мастерица с любовью передает знания своим взрослым ученицам.
Видео
Мастера вышивки
Видео: Анна Смоленцева/SmartNews